Русская классическая музыка – важнейшая часть мировой культуры. Она самобытна, но использует весь накопленный музыкальный опыт; является новаторской, но привержена национальным традициям.
Русские композиторы XIX в. положили начало классическому наследию, а композиторы XX в. его продолжили. Творчество русских классиков – вне времени. Композиторы XXI в. продолжают их лучшие музыкальные традиции и создают новые.
- Александр Николаевич Скрябин (1872-1915)
- Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)
- Игорь Фёдорович Стравинский (1882-1971)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953)
- Исаак Осипович Дунаевский (1900-1955)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
- Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998)
- Родион Константинович Щедрин (р. 1932)
- Альфред Гарриевич Шнитке (1934-1998)
- Эдуард Николаевич Артемьев (р. 1937)
Александр Николаевич Скрябин (1872-1915)
Творческий путь А. Скрябина был коротким, но плодотворным и новаторским. Он жил на рубеже веков, и его творчество было созвучно той эпохе.
В музыке он представлял символизм.
Важно! Символи́зм – крупнейшее течение в искусстве на рубеже XIX и XX вв. Возникло во Франции. Характеризуется экспериментаторским подходом к творчеству в литературе, музыке и живописи, новаторством, изменением содержания и формы. Использует символы: недосказанность, загадочность, таинственность образов.
Родился в Москве в интеллигентной семье. Рано потерял мать (она была талантливой пианисткой), её заменила мальчику сестра отца, которая стала и первой учительницей музыки.
С 10 лет учился в кадетском корпусе, но по состоянию здоровья был освобождён от строевой подготовки. Много занимался музыкой с профессиональными педагогами. В 1888 г. поступил в Московскую консерваторию в два класса: фортепьяно и композиции. Окончив учёбу, выступал и сочинял для фортепьяно. Быстро получил признание в России и за границей как композитор-пианист. Несколько лет преподавал в родной консерватории.
Среди ранних произведений – прелюдии, этюды, сонаты, Концерт для фортепьяно с оркестром, 2 симфонии, поэма для оркестра «Мечты» и др. В раннем творчестве ощутимо влияние Шопена, его любимого композитора, в том числе и в жанровом плане: он сочинял мазурки, ноктюрны, вальсы, полонезы.
Время творческого расцвета – 1903-1908 гг. Это был период жизни в Швейцарии, но революционные события в России его очень волновали.
Много концертировал по странам Европы, имел грандиозный успех. Как композитор опирался на романтические традиции Ф. Листа, Р. Вагнера и П. Чайковского, но был композитором-новатором, что особенно проявилось в его «Поэме экстаза», имевшей литературную программу в стихах.
В 1909 г. возвратился в Россию, где начался завершающий период его жизни. Начал сочинять грандиозное синтетическое произведение – «Поэму огня» («Прометей») для громадного состава исполнителей: хора, оркестра, фортепьяно, органа, световых эффектов. Впервые было исполнено в Петербурге в 1911 г.
В его планах было создание «Мистерии», которая бы воплотилась в грандиозное действо – симфонию звуков, красок, запахов, движений и даже звучащей архитектуры.
Скоропостижная и неожиданная смерть Скрябина 27 апреля 1915 г. в возрасте 43 лет от общего заражения крови из-за карбункула потрясла всех, знавших его. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Начав самостоятельное творчество в 1890-х гг., Скрябин сразу же проявил себя как исключительно ярко одаренная личность. Он был смелым новатором в области гармонии, мелодики, оркестровки, замыслов и идей. В его творчестве отразилась эпоха рубежа двух столетий. Музыка композитора призывала к идеалам добра и света, к свободе духа, ко всеобщему братству людей.
Основные произведения:
- 3 симфонии;
- симфоническая «Поэма экстаза» (1907);
- симфоническая «Поэма огня» (1910;
- Концерт для фортепьяно с оркестром (1897);
- многочисленные сочинения для фортепьяно.
Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)
С. Рахманинов – великий композитор и гениальный пианист. Несмотря на эмиграцию, он всегда считал себя русским и говорил, что Родина наложила отпечаток на его характер и взгляды.
Он создал свой оригинальный стиль в музыке, воплотив нём русскую и западноевропейскую традиции.
Происходил из дворянской семьи. Родился в усадьбе Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии. В семье были музыканты.
Способности к музыке проявились рано: в 4 года он уже играл на рояле, в возрасте 9 лет поступил в Петербургскую консерваторию, затем был переведён в Московскую. Жил в пансионе своего преподавателя фортепьяно Н. Зверева, где научился трудовой дисциплине.
В консерватории был под сильным влиянием личности П. Чайковского, который следил за его развитием и помог поставить в Большом театре оперу «Алеко», его выпускную работу. Окончил консерваторию с Большой золотой медалью и был уже автором нескольких сочинений, в которых определился его сильный, глубокий и самобытный талант. В том числе написал знаменитый романс на стихи Тютчева «Вешние воды» и знаменитую Прелюдию до-диез минор, Первый фортепьянный концерт, симфоническую фантазию «Утёс» и др.
В 1897 г. состоялась премьера его Первой симфонии, окончившаяся полным провалом – это стало катастрофой для ранимого Рахманинова. Её посчитали «декадентской», сложная партитура оказалась непонятной в первую очередь для самих исполнителей и дирижёра (А. Глазунова). Интерпретация произведения не совпала с замыслом композитора. Тяжёлая психическая травма привела к глубокому творческому кризису – на несколько лет он перестал сочинять, занявшись исполнительским искусством.
Возвратился к творчеству в 1900 г. созданием знаменитого Второго фортепьянного концерта, который назвали «голосом времени и ощущением перемен».
Много концертировал по всему миру как пианист и дирижёр, продолжал сочинять. После Октябрьской революции 1917 г. навсегда покинул Россию.
Начал концертную деятельность в Европе, но в эмиграции почти 10 лет не мог сочинять. Там создал всего 6 произведений, но все они стали шедеврами русской и мировой музыки:
- Четвёртый концерт для ф-но с оркестром (1927);
- Три русские песни для хора и оркестра (1928);
- Вариации на тему Корелли для ф-но (1931);
- Рапсодия на тему Паганини для ф-но с оркестром (1935);
- Третья симфония (1937);
- Симфонические танцы (1941).
За границей композитор много гастролировал, приобрёл мировую славу как пианист и дирижёр, но вёл замкнутый образ жизни, общался только с русскими, тосковал по старой России.
Важно! В годы Великой Отечественной войны весь денежный сбор от нескольких концертов анонимно отправил в фонд Красной армии, Фонд обороны СССР. На его деньги был построен боевой самолёт.
Умер от онкологии 28 марта 1943 г. в США. Похоронен на кладбище Кенсико в 50 км от Нью-Йорка.
Творческое наследие велико:
- 4 Концерта для ф-но с оркестром;
- 3 симфонии;
- 4 симфонические поэмы;
- 3 оперы;
- большое количество произведений для фортепьяно;
- камерная, вокальная и хоровая музыка;
- 65 романсов, духовная музыка (Литургия Иоанна Златоуста, Всенощное бдение).
Продолжил традиции русского классического наследия, начатого Мусоргским, Бородиным, Римским-Корсаковым и Чайковским.
Игорь Фёдорович Стравинский (1882-1971)
И. Стравинский был смелым экспериментатором в музыке. Его произведения отличаются технической сложностью и мастерством, а сюжеты удивляют необычностью.
Возможно, именно поэтому с ним охотно сотрудничали его современники, выдающиеся балетмейстеры, художники, модельеры, хореографы: А. Бенуа, Н. Рерих, В. Нижинский, Д. Баланчин и даже Коко Шанель.
Будущий композитор родился в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов) в музыкальной семье (отец – оперный певец, мать – пианистка). С детства жил в среде культурной интеллигенции, их дом посещал и Ф. Достоевский. Учился в гимназии, но без интереса.
Музыкой занимался с домашними учителями.
В возрасте 10 лет увидел Чайковского, который был его кумиром. Будучи взрослым, посвятил ему оперу «Мавра» (1922) по мотивам поэмы Пушкина «Домик в Коломне» и балет «Поцелуй феи» (1928) по мотивам сказки Андерсена.
Поступил на Юридический факультет Петербургского университета, одновременно занимался с Римским-Корсаковым композицией. Самостоятельно начал сочинять с 1902 г.
Познакомившись с Сергеем Дягилевым и художниками «Мира искусства», полностью погрузился в мир музыки и даже не стал сдавать выпускные экзамены в университете. Сочинил сюиту «Фавн и пастушка» на стихи Пушкина и Симфонию ми-бемоль мажор в стиле импрессионизма.
По заказу Дягилева для «Русских сезонов» написал балет «Жар-птица», его успешная премьера состоялась в Париже в 1910 г. Затем балеты «Петрушка» (премьера – 1911 г.) и «Весна священная» (премьера – 1913 г.), который имел скандальный успех. Одни его освистали, другие посчитали «балетом будущего».
В этот «русский период» творчества Стравинский создал оперу «Соловей» (1916) по сказке Андерсена, сочинения для музыкального театра. После революции эмигрировал во Францию. Концертировал в Европе и Америке как пианист, дирижёр и композитор. Парижский период творчества критиками назван «неоклассическим».
Важно! Неоклассицизм в музыке – направление в академической музыке XX в. Его представители имитировали стиль XVII-XVIII вв. Особенно популярным неоклассицизм был в 1920-1930 гг.
В неоклассическом стиле им созданы оперы «Царь Эдип» (1927), «Похождения повесы» (1951); «Симфония псалмов» (1930), Концерт для скрипки с оркестром (1931), балеты «Аполлон Мусагет» (1928), «Игра в карты» (1936), «Орфей» (1947).
С началом Второй мировой войны переехал в Америку.
Последний период творчества отмечен обращением к музыке эпохи до Баха, к библейским сюжетам, к додекафонной технике: балет «Агон» (1957), «Священное песнопение в честь апостола Марка» (1955), кантата-аллегория «Потоп» (1962), «Реквием» (1966).
Интересно. Додекафо́ния – техника сочинения музыки, использующая серии из 12 лишь между собой соотнесённых тонов. Изобретена Арнольдом Шёнбергом (Австрия).
В 1962 г. посетил Советский Союз. В одном интервью сказал, что всегда считал себя русским, и это заложено в его музыке
Читайте также:И. Стравинский умер от сердечной недостаточности 6 апреля 1971 г. в Нью-Йорке. Похоронен в Венеции (Италия).
Стравинский отмечал, что всегда сохранял в своём творчестве русские национальные истоки.
Он работал практически во всех современных ему жанрах: оперы, балета, симфонии, кантаты и оратории, концерта для солирующих инструментов с оркестром, камерной инструментальной и вокальной музыки.
Постоянно искал собственный, присущий только ему стиль, поэтому однозначно определить стилевую принадлежность его творчества невозможно.
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953)
Гениальный композитор и незаурядная личность: пианист, дирижёр, шахматист, писатель.
Родился в селе Солнцевка Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область) в музыкальной семье, мать была пианисткой и первой его учительницей. Сочинять начал в возрасте 5 лет. В детстве занимался композицией с профессиональными композиторами (Танеевым, Глиэром, который ради него приезжал в Солнцевку).
В 1904 г. начал учёбу в Петербургской консерватории, среди преподавателей был Римский-Корсаков. На выпускном экзамене исполнил свой Первый концерт и был удостоен премии имени А. Рубинштейна – награждён роялем. Пошёл по пути музыканта-новатора. Уже тогда был заметен его талант, оригинальность, творческая фантазия, изобретательность и экстравагантность.
В 1918 г. совершил творческую поездку в США и европейские страны. Много сочинял: оперы «Любовь к трём апельсинам» (1919) по сказке Гоцци, «Огненный ангел» (1927) по роману В. Брюсова; балеты «Стальной скок» (1925) по впечатлениям о революционных событиях в России, «Блудный сын» (1928) по Евангелию от Луки и др.
До 1933 г. проживал за границей (Германия, Франция). В 1927-1929 гг. состоялось его успешное концертное турне по городам Советского Союза.
30-е годы – вершина творчества Прокофьева. Создаются шедевры:
- балет «Ромео и Джульетта» (1936) по Шекспиру;
- комическая опера «Обручение в монастыре» (1940) по Шеридану;
- кантаты «Александр Невский» (1939) и «Здравица» (1939);
- симфоническая сказка для детей «Петя и волк» (1936), в которой каждый персонаж характеризуется определённым инструментом;
- Шестая соната для ф-но (1940);
- цикл фортепианных пьес «Детская музыка» (1935).
Новый творческий подъем связан с началом войны. Он пишет оперу-эпопею «Война и мир» по роману Л. Толстого (1943), создаёт музыку к фильму режиссера C. Эйзенштейна «Иван Грозный» (1942), а также Седьмую сонату для фортепиано (1942), Пятую симфонию (1944).
В 1950-х годах в СССР развернулась кампания против «формалистического» направления в искусстве, лучшие представители культуры, в том числе и Прокофьев, подверглись гонениям.
Последние годы жизни были омрачены этими событиями, а также обострившимися болезнями.
Умер в результате гипертонического криза 5 марта 1953 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
С. Прокофьев – выдающийся композитор XX в. Он работал во всех современных ему жанрах и создал 8 опер, 8 балетов, 7 симфоний и других оркестровых сочинений, 9 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 сонат для фортепьяно, оратории, кантаты, писал музыку для кино и театра.
Создал собственный новаторский стиль в области гармонии, ритмики, оркестровки. Большинство произведений композитора входят в сокровищницу мировой музыки.
Исаак Осипович Дунаевский (1900-1955)
Музыкальный талант И. Дунаевского в основном известен по произведениям «лёгкого жанра»: песен, джаза, музыкальной кинокомедии.
Но он был автором 4 балетов, 14 оперетт, 2 кантат, 80 хоров. Написал более 100 песен и романсов, музыку к 88 спектаклям и 42 кинофильмам, 52 симфонических и 47 фортепианных произведений.
Родился в музыкальной еврейской семье в г. Лохвица Полтавской губернии. Все дети Дунаевских стали музыкантами. Исаак с раннего детства занимался музыкой (скрипкой). Переехав с семьёй в Харьков, поступил в музыкальное училище (класс скрипки), окончил Харьковскую консерваторию. Много сочинял.
С 1919 г. начались его самостоятельная жизнь и творчество. Работал в оркестре скрипачом, концертмейстером, дирижёром, зав. музыкальной частью театра. Писал музыку к спектаклям. Переехав в Москву в 1924.г., создал свои первые оперетты, ещё недостаточно совершенные.
Зрелый этап творчества связан с началом работы в Ленинградском мюзик-холле (1922 г.), где уже выступал со своим джазом Л. Утесов. Они подружились на долгие годы, Дунаевский писал музыку для коллектива Утёсова. В 1933 г. вместе с другими авторами создал для него джаз-обозрение «Музыкальный магазин», куда вошли джазовые интерпретации мелодий Римского-Корсакова, Верди, Чайковского.
И. Дунаевского и режиссёра Г. Александрова считают создателями жанра музыкальной кинокомедии:
- «Весёлые ребята» (1934);
- «Цирк»» (1936);
- «Волга-Волга» (1938);
- «Светлый путь» (1940).
К оперетте вернулся зрелым мастером и создал знаменитые произведения этого жанра:
- «Вольный ветер» (1947);
- «Белая акация» (1955).
Умер в Москве 25 июля 1955 г. от болезни сердца. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
И. Дунаевский – классик советской оперетты и мастер советской массовой песни. Его музыка талантлива, отличается искренностью, красотой, выразительностью, светлым жизнеутверждающим оптимизмом. Мелодии Дунаевского легко запоминаются – он обладал редким мелодическим даром.
Почти все его песни известны современным слушателям и часто исполняются:
- «Дорогая моя столица» на стихи М. Лисянского;
- «Как много девушек хороших» на стихи Лебедева-Кумача;
- «Ой, цветёт калина» на стихи М. Исаковского;
- «Летите, голуби» на стихи М. Матусовского;
- «Школьный вальс» на стихи М. Матусовского и многие др.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
Один из крупнейших композиторов и классик музыки XX в. Обладал универсальным дарованием, создал произведения во всех существующих музыкальных жанрах, и в каждом из них есть выдающиеся произведения, начиная от симфоний и кончая песнями.
Но самым его любимым жанром был симфонический.
Родился в Петербурге, в семье инженера-химика и любителя музыки. Мать играла на пианино, преподавала.
Учился в гимназии, музыкальной школе. В возрасте 13 лет стал студентом Петроградской консерватории. Первая симфония (дипломная работа), стала в дальнейшем очень известной.
Вторая симфония («Октябрю», 1927) и Третья («Первомайская», 1929) были данью времени, плакату. В опере «Нос» (1928) по мотивам повести Гоголя показал себя как композитор-сатирик, пародист.
Ранние балеты «Золотой век» (1930) и «Болт» (1931) созданы на сюжеты современной бытовой жизни. Опера «Катерина Измайлова» (1932) на сюжет повести Н. Лескова отмечена тонким психологизмом.
В 1936 г. в газете «Правда» появилась статья «Сумбур вместо музыки» – грубая и несправедливая критика произведений композитора. Она надолго прервала его творчество. Интеллигентный, деликатный человек, он был беззащитен перед грубым произволом. В 1948 г. А. Жданов обвинил композитора в формализме и антинародности.
В период «оттепели» эти обвинения сняли, но след от них остался в его душе. В дальнейшем творчестве он в основном обращался к нравственным проблемам.
Самым известным произведением Шостаковича стала написанная им в 1941 г. Седьмая («Ленинградская») симфония. Премьера состоялась в Куйбышеве (ныне Самара) в исполнении оркестра Большого театра под управлением С. Самосуда. А затем началось её победное шествие по земному шару.
На историческую тему написана симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» (1964). В Четырнадцатой симфонии использованы стихи разных времен и народов (Лорки, Аполлинера, Кюхельбекера, Рильке). В 1974 г. создал вокально-симфонический цикл на стихи Микеланджело. В 1960 и 1973 гг. написал музыкальные циклы на стихи Саши Чёрного и Марины Цветаевой.
Известна его музыка к кинофильмам «Овод» (1955) по роману Э. Войнич, «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971) по трагедиям Шекспира.
Умер 9 августа 1975 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Д. Шостакович – автор 15 симфоний, 6 концертов, 15 квартетов, 3 опер, 3 балетов, произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок.
Его творчество отличается высоким уровнем композиторской техники, яркой мелодичностью, мастерством полифонизма и искусством оркестровки. Личные качества (эмоциональность и невероятная работоспособность) помогли ему создать произведения огромной художественной зна́чимости.
Он сделал выдающийся вклад в развитие музыки XX в., оказал сильное влияние на современников и последующее поколение музыкантов. В его творчестве переплетаются несколько стилей: модернизм, традиционализм, экспрессионизм.
Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998)
Его творчество привлекает исполнителей и слушателей тонким лиризмом, оригинальной инструментовкой и ярко выраженным национальным характером.
Композитор продолжил и развил традиции русских классиков и обогатил их новыми достижениями музыки XX в.
Родился в семье почтового служащего и учительницы в г. Фатеж Курской губернии. Отец погиб в Гражданской войне, Георгию в то время было 3 года. В 1924 г. семья переехала в Курск, здесь он продолжил учёбу в школе и начал заниматься музыкой – играл на рояле, а позже заинтересовался балалайкой. Играл в местном ансамбле народных инструментов. Пел в церковном хоре.
С 1932 г. жил в Ленинграде – сначала окончил музыкальное училище, а затем консерваторию в 1941 г., где учился в классе композиции у Д. Шостаковича.
Первым его сочинением стал цикл романсов на стихи Пушкина («Зимняя дорога», «Подъезжая под Ижоры», «К няне», «Роняет лес…» и др.), созданный в 1935 г. До сих пор этот цикл считается шедевром советской классической музыки.
Но началась война. Молодой композитор был мобилизован в Ленинградское военное училище, но вскоре комиссован по состоянию здоровья. Вместе с Ленинградской филармонией эвакуирован в Новосибирск. Здесь писал военные песни и музыку для спектаклей эвакуированных театров.
Творческая зрелость наступила в период 1940-1950 гг. Свиридов утвердился в жанре вокальной циклической поэмы и создал «Песни на стихи Роберта Бёрнса» (1955), две оратории: «Поэма памяти Есенина» (1956) и «Патетическая» (1959) на стихи В. Маяковского.
Инструментальная музыка привлекала Свиридова только в ранние годы, тогда он написал много произведений для различных инструментов: Симфонию, фортепьянный Концерт, Трио, Квинтеты, сочинил 2 сонаты и 2 партиты, а также фортепьянный «Детский альбом».
Однако вокальная музыка (романсы, песни, оратории, кантаты, вокальные циклы, хоровые произведения) стала преобладающей в его дальнейшем творчестве. Он глубоко чувствовал и понимал поэзию, поэтому у него на музыку ложились даже стихи Маяковского и проза (например, хор «Об утраченной юности» по Гоголю).
В 1965 г. создал кантату «Снег идёт…» на 3 стихотворения Б. Пастернака для женского хора и ансамбля мальчиков, а в 1979 г. – Концерт для хора «Пушкинский венок», в который вошли 10 стихотворений поэта. Это был символический венок из пушкинской поэзии, и венок самому поэту.
Другими любимыми поэтами композитора были С. Есенин и А. Блок – около 40 песен написано на его стихи, а также камерный цикл «Петербургские песни». Положены на музыку и стихи многих других поэтов.
Умер композитор в Москве 6 января 1998 г. от инфаркта. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Самыми известными произведениями Свиридова являются оркестровая сюита «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель», одно из наиболее узнаваемых, популярных и часто исполняемых произведений композитора, и сюита «Время, вперёд!», ставшая заставкой программы «Время».
Композитор часто использовал формы обрядовых песен и современной городской песни. Его творчество отличается изысканной простотой и ясностью мелодий – достаточно прослушать хотя бы его «Вальс» из «Музыкальных иллюстраций», чтобы убедиться в этом. Он удивлял богатством оркестровых красок, часто использовал элементы древнего православного знаменного распева.
Родион Константинович Щедрин (р. 1932)
Р. Щедрин, композитор пост-авангардного стиля, ярче всего проявил себя в театральных жанрах: опере и балете. Считается крупнейшим композитором ХХ в.
Родился в Москве, в семье профессионального музыканта, поэтому с детства жил в атмосфере музыки.
Начал учиться в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории в 1941 г., но началась война. Был эвакуирован с семьёй в Куйбышев (ныне Самара).
Интересно. Здесь Д. Шостакович завершал знаменитую Седьмую симфонию, и 9-летний Родион слушал её на генеральной репетиции.
В конце 1944 г. в Москве открылось Хоровое училище мальчиков. Отца Р. Щедрина пригласили преподавателем, а тот решил, что для сына будут очень полезными занятия в Училище. Так и получилось: пение в хоре его захватило, и первые произведения были написаны для хора, хотя композиция не была там предметом изучения. В Училище он получил хорошую подготовку как пианист.
В 1950 г. поступил в Московскую консерваторию в два класса: фортепьяно и композиции. Он стал профессиональным пианистом и успешно выступал, включая в программу и свои сочинения, очень сложные для исполнения.
Студентом участвовал в фольклорных экспедициях и навсегда полюбил народную музыку. Учась на 4 курсе, был принят в Союз композиторов. В 1955 г. с отличием окончил консерваторию, а затем аспирантуру. В 1958 г. познакомился с М. Плисецкой, своей будущей женой.
Интересный факт. Все написанные им 5 балетов связаны с её исполнением и посвящены ей.
Окончив аспирантуру, Щедрин был уже автором балета «Конек-Горбунок» (1955), хоров, фортепианных сочинений, Первой симфонии (1958).
В 1960-е годы много сочиняет: созданы «Кармен-сюита», первая опера «Не только любовь», «Озорные частушки» и «Звоны» для оркестра, 2 оратории, 24 прелюдии и фуги для ф-но, Второй концерт для ф-но. Выступал как исполнитель-пианист, преподавал в Московской консерватории.
Результатом дружбы с поэтом А. Вознесенским стал Концерт для поэта, смешанного хора и симфонического оркестра «Поэтория» (1968), чтецом был Вознесенский.
Надо знать: a capella – пениебез музыкального сопровождения.
В 1973 г. избран Председателем Союза композиторов РФ, на этом посту помогал многим молодым музыкантам.
В 1983 г. создал самое необычное и загадочное своё произведение – «Музыкальное приношение» для органа, 3-х флейт, 3-х фаготов и 3-х тромбонов. Оно посвящено 300-летнему юбилею И.С. Баха, звучит 140 минут – таких партитур в истории музыки было мало.
Щедрин проявил себя и как талантливый писатель: создавал либретто к своим операм «Мертвые души» по Гоголю, «Лолита» по роману В. Набокова, балетам «Чайка» и «Дама с собачкой» по Чехову. Опубликовал несколько десятков статей о творчестве композиторов.
Р. Щедрин – автор 7 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 14 концертов, множества произведений камерной, вокальной, инструментальной, хоровой музыки, музыки к кино и театральным постановкам, Литургии «Запечатленный ангел» по Н. Лескову на церковнославянские тексты для смешанного хора а capella со свирелью (флейтой) и др.
Важно! Все оперы и балеты композитора (кроме «Кармен-сюиты») написаны на сюжеты русских писателей.
Альфред Гарриевич Шнитке (1934-1998)
А. Шнитке – один из крупнейших советских композиторов-классиков. Главные темы его сочинений – соотношение жизни и смерти, добра и зла, веры и неверия.
Остро чувствовал проблемы современности, был внимателен к судьбам людей и человечества в целом, к вопросам культуры.
Характерной чертой его творчества были масштабные замыслы, контрастная драматургия, напряженная экспрессия звучания.
В его произведениях отразились все самые трагические моменты современной истории: атомная бомбардировка, вселенское зло, человеческое предательство. Его творчество призывало к добру и справедливости.
Происходил из немецко-еврейской семьи. Родился в г. Энгельс Саратовской области. Отец работал в советских немецких изданиях. Мать – учительница немецкого языка.
В 1946 г. отца командировали в Вену (Австрия) переводчиком в советской газете, там же Альфред начал заниматься музыкой. В 1948 г. семья вернулась в СССР. Учился в Музыкальном училище в Москве, затем в консерватории и аспирантуре.
До 1972 г. преподавал в консерватории, после этого стал свободным художником. Первое «зрелое» произведение – Второй скрипичный концерт, в котором воплощены «вечные» темы: жизнь и смерть, любовь и страдание, вера и неверие. Работал в различных стилях: классическом, авангардном, в стиле бытовой музыки и т.д.
В 1970-х гг. стал популярен стиль «новой простоты» («ретро») – Шнитке попробовал себя и в нём («Реквием», фортепьянный квинтет, Вторая симфония, кантата «История доктора Иоганна Фауста») и др. Писал музыку к кинофильмам.
С 1990 г. жил в Гамбурге (Германия), сохранив советское гражданство.
В последние годы тяжело болел, после инсульта у него не действовала правая рука, но он продолжал сочинять и писал левой рукой. Умер в Гамбурге после нескольких инсультов 3 августа 1998 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Основные жанры – симфонические и камерные. Сочинил 5 симфоний; 4 Концерта: для скрипки с оркестром, для гобоя и арфы, для фортепиано, альта, виолончели; 4 оркестровые пьесы; 3 Больших концерта; Серенаду для 5 музыкантов; фортепианный Квинтет; «Жизнеописание» для ударных; Гимны для ансамбля; струнное Трио; 2 сонаты для скрипки с ф-но; Сонату для виолончели с ф-но; «Посвящение Паганини» для скрипки solo.
Создал несколько произведений для сцены: балеты «Лабиринты» (1971), «Эскизы» (1985), «Пер Гюнт» (1987), сценическую композицию «Желтый звук» (1974).
Альфред Гарриевич Шнитке написал музыку более чем к 80 кинофильмам.
Эдуард Николаевич Артемьев (р. 1937)
Э. Артемьев – лидер российской электронной музыки. Его яркие и талантливые произведения привлекают слушателей силой воображения, благородным артистизмом и темпераментом.
Музыка Артемьева самобытна и узнаваема. За созданную им музыку к огромному количеству кинофильмов (более 200!) его называют «российским Эннио Морриконе».
Родился в Новосибирске во время командировки отца, химика-технолога. Вскоре семья вернулась в Москву. Отец в силу своей профессии часто переезжал из города в город, поэтому в 1953 г. Эдуарда оставили в семье дяди, профессора консерватории.
Сначала занимался в Хоровом училище, которым руководил А. Свешников. Там и проявилась тяга к сочинению музыки. Любимыми композиторами, побудившими его к творчеству, были А. Скрябин, К. Дебюсси и И. Стравинский.
В 1960 г. окончил Московскую консерваторию.
Интересный факт: вместе с Артемьевым в консерватории в то время учился Альфред Шнитке.
Началом творческой биографии считается знакомство с создателем синтезатора Е. Мурзиным, тогда же состоялся его дебют в киномузыке – фильм «Мечте навстречу» (1963).
В 1960-1970-х гг. работал в эстетике авангарда, создал ораторию на стихи А. Твардовского «Я убит подо Ржевом» и другие симфонические и вокальные произведения, Концерт для альта, музыку к пантомиме «За мертвыми душами».
К открытию Олимпиады в Москве написал кантату «Ритуал» на стихи Пьера де Кубертена для нескольких хоров, синтезаторов, рок-группы и симфонического оркестра.
К 200-летию со дня рождения Ф. Достоевского создал рок-оперу «Преступление и наказание», задуманную ещё в 1970-х гг.
Э. Артемьев плодотворно работает в разнообразных жанрах, стилях, тематиках. Его творчество всегда находится в тенденциях времени.
Им создано 2 оперы, 10 вокально-инструментальных сочинений, 7 симфонических произведений, 2 концерта для инструментов solo и ф-но, 11 электронных композиций, музыка к спектаклям и кинофильмам.
Электронные опыты композитора привлекли внимание кинематографистов ещё в начале 1960-х гг. Он стал автором музыки ко многим фильмам А. Тарковского, Н. Михалкова, А. Кончаловского и других известных режиссёров.
Простите, но я заметил ошибку. В возрасте Рахманова вы указали 1843 вместе 1943…
Спасибо за уточнение. Поправили.
Опечатка у Рахманинова в годах жизни
Благодарим.