Великие русские композиторы 19 века – биография и творчество

Люди

Расцвет русской классической музыки пришёлся на вторую половину XIX в. До конца XVII в. профессиональное музыкальное искусство в России существовало только в форме церковного пения.

В конце XVIII в. начала формироваться национальная композиторская школа (Д. Бортнянский, М. Березовский, Е. Фомин, И. Хандошкин), а первую четверть XIX в. считают «предклассической» эпохой. Классический период русской музыки начался с творчества композиторов М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского.

Александр Александрович Алябьев (1787-1851)

Александр Александрович Алябьев

Известный русский композитор предклассической и классической эпохи.

Больше всего известен как автор романса «Соловей» на стихи А. Дельвига, но оставил богатое музыкальное наследие: 6 опер, 8 водевилей, один балет, Симфонию, музыку к спектаклям, увертюры, хоровые и инструментальные сочинения, около 200 романсов.

Алябьев – человек драматичной судьбы. Его жизнь разделилась на две контрастные части: первая – счастливая, а вторая была наполнена страданиями и скорбью.

Родился в Тобольске, где его отец был губернатором. Затем семья переехала в Петербург, Александра зачислили на службу по горному ведомству. Начались серьёзные занятия музыкой.

Его первые сочинения (Первый струнный концерт, романсы, пьесы для фортепьяно) были изданы уже в Москве, куда он переехал в 1804 г. 

На Отечественную войну 1812 г. Алябьев ушёл добровольцем, был ранен, награждён. Но после окончания войны военная карьера перестала его привлекать, и он ушёл в отставку. Жил попеременно в Москве и Петербурге. Познакомился и сблизился со многими деятелями культуры: И. Крыловым, В. Одоевским, А, Грибоедовым и др., много сочинял.

В 1825 г. был арестован по подозрению в убийстве одного помещика во время карточной игры. 3 года шло судебное разбирательство, вина доказана не была, но его лишили всех прав и дворянского звания, сослали в Сибирь. Сестра Екатерина добровольно последовала за братом в ссылку. Император Николай I не принял ходатайства о смягчении его участи – Алябьев был близок к декабристам.

Но даже в ссылке он сочинял: создал Третий квартет с вариациями на тему «Соловья», балет «Волшебный барабан, записывал песни народов России

После возвращения из ссылки жил на Кавказе, в Оренбурге, в Московской губернии, служил регентом в храме. 

Умер в Москве 22 февраля 1851 г., похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.

Творческое наследие обширно, но не всё из созданного равнозначно.

Современным любителям музыки наиболее известны романсы А. Алябьева:

  • «Соловей» (1826) на стихи А. Дельвига;
  • «Вечерний звон» (1828) на стихи И. Козлова;
  • «Зимняя дорога» (1831) на стихи А. Пушкина;
  • «Я вас любил» на стихи А. Пушкина;
  • «Нищая» (ок. 1851) на стихи Беранже.

Михаил Иванович Глинка (1804-1857)

Михаил Иванович Глинка

Он стал первым русским композитором мирового значения и первым русским композитором-классиком.

Как Пушкин в поэзии, Глинка был гармоничен в музыке и воплотил идеи патриотизма, красоты жизни, торжества разума и справедливости.

Родина М.И. Глинки – Смоленская губерния, село Новоспасское, имение его отца, военного в отставке. Ранние годы мальчика прошли под полным влиянием бабушки, которая фактически не допускала мать к воспитанию сына.

Только после её смерти будущего композитора начала воспитывать мать. Она заметила музыкальные способности мальчика, и с 10-летнего возраста он начал осваивать музыкальные инструменты: флейту, фортепьяно, скрипку. Круг его интересов был широк: участвовал в крепостном оркестре своего дяди, любил рисование, чтение, мечтал о путешествиях. 

Читайте так же на нашем сайте про самые знаменитые произведения Моцарта.

В возрасте 13 лет начал учёбу в Благородном пансионе, где его воспитателем был будущий декабрист В. Кюхельбекер. На художественное и нравственное становление юноши сильно повлияли события того времени: восстание декабристов, общая атмосфера литературных и политических споров, знакомство и общение с А. Пушкиным, В. Жуковским, А. Грибоедовым, А. Мицкевичем. 

Своё музыкальное образование завершил в Берлине и задумался о создании русской оперы. Возвратившись в Петербург, написал оперу «Иван Сусанин», сюжет которой подсказал ему В. Жуковский.

Её премьера состоялась в 1836 г. в Большом театре Петербурга. Главная тема оперы – подвиг русского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего своей жизнью для спасения родины от врагов.

Затем началась работа над оперой «Руслан и Людмила» (на сюжет поэмы Пушкина), были написаны романсы на стихи поэта, создан первый вариант «Вальса-фантазии». Одновременно занимался преподавательской деятельностью. 

Интересно! В 1840 г. композитор написал романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина и посвятил его Екатерине Керн, дочери Анны Петровны Керн, которой Пушкин адресовал эти стихи. 

М.И. Глинка умер в Берлине от хронических болезней, обострившихся простудой, в 1857 г. Там же был и похоронен. Его младшая сестра Людмила настояла на его перезахоронении на Тихвинском кладбище в Петербурге. 

Сочинения:

  • 2 оперы;
  • 6 симфонических произведений;
  • 7 инструментальных сочинений для фортепьяно, альта, струнного квинтета, фагота и фортепьяно, фортепьянный цикл;
  • более 20 романсов, самые известные из них «Не искушай» на стихи Е. Баратынского, «Сомнение», «Жаворонок», «Попутная песня» на стихи Н. Кукольника, «Я помню чудное мгновенье» на стихи А. Пушкина.

Важно! Государственным гимном РФ в 1990-2000 гг. была «Патриотическая песня» М. Глинки.

Читайте также
Известные балеты и их композиторы
Балет – синтетический вид искусства, в котором воплощены музыка, хореография, изобразительное…
 

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869)

Александр Сергеевич Даргомыжский

А. Даргомыжский – один из крупнейших представителей русской классической музыки.

Родился в Белёвском уезде Тульской губернии в имении отца. В возрасте 4 лет переехал с семьёй в Петербург. Получил отличное домашнее образование. Музыке стал обучаться с 7 лет (фортепьяно, скрипка, пение). Начал сочинять музыку, но это не поощрялось педагогом. Повзрослев, выступал как пианист, стремился к сочинительству, но не хватало знаний.

Юноша вёл светский образ жизни, бывал в кругу поэтов, художников, музыкантов. Знакомство с Глинкой становится поворотным в его судьбе – молодые музыканты подружились, общие интересы сблизили их. Искренняя дружба продолжалась 22 года. 

Он видел, как работал Глинка над «Иваном Сусаниным», присутствовал на репетициях оперы и твёрдо решил заняться сочинением музыки. Его привлекали образы простых людей, разнообразие человеческих характеров, он сострадал «униженным и оскорблённым», поэтому первой оперой стала «Эсмеральда» (1839) по роману Гюго «Собор Парижской богоматери». Но премьеры пришлось ждать почти 10 лет.

То же случилось и с кантатой «Торжество Вакха», переработанной в балет и поставленной почти через 20 лет. Но Даргомыжский не переставал сочинять, особенно удавались ему романсы.

В 1844 г. побывал в Германии, Австрии, Франции, в 50-х годах написал ряд романсов с обличительной направленностью: «Червяк», «Титулярный советник», «Старый капрал».

Его опера «Русалка» (1855) по пьесе Пушкина считается открытием нового направления в русском оперном искусстве – лирико-психологической бытовой драмы.

Умер 17 января 1869 г., не окончив оперу «Каменный гость». Её завершили Римский-Корсаков и Кюи. 

Похоронен на Тихвинском кладбище Петербурга.

Глинка и Даргомыжский – великие русские композиторы. По силе таланта Даргомыжский мало уступал Глинке, но так получилось, что ему приходилось всегда быть «вторым».

Все новаторские идеи принадлежали Глинке, а Даргомыжский как бы шёл вслед за ним, хотя и у него есть некоторые достижения: он реформировал оперную форму, сделав главной вокально-речевую интонацию, усилил психологическую характеристику персонажей и др. Много лет занимался преподаванием.

Творческое наследие: 6 опер, 4 симфонических произведения, множество романсов и произведений для фортепьяно.

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)

Модест Петрович Мусоргский

Гениальный русский композитор, смелый и дерзновенный новатор XIX в., в творчестве опередивший своё время, патриот, человек высокого национального самосознания, могучего темперамента и трагичной судьбы.

М.П. Мусоргский – сын помещика, дворянина из древнего рода Рюриковичей. Родился в селе Карево Псковской губернии. Вместе со старшим братом получил домашнее образование. Музыкальный дар проявился рано. Занимался музыкой под руководством матери, а затем с профессиональным педагогом.

Читайте также
Русские композиторы классической музыки XX века
Русская классическая музыка – важнейшая часть мировой культуры. Она самобытна, но использует весь…
 

Но в семье музыка не подразумевалась профессией, и 10-летнего Модеста с братом определили в Школу гвардейских подпрапорщиков. Там также к музыке относились как к развлечению и не поощряли серьёзных занятий. Но юноша, преуспевая в военной науке, мечтал о серьёзном изучении музыки и вообще о серьёзном образовании: он изучал иностранные языки, литературу, историю, брал частные уроки игры на фортепьяно.

В 1856 г. молодой офицер поступил в гвардейский Преображенский полк. Но военная карьера не состоялась: знакомство с композиторами «Могучей кучки» полностью изменило его судьбу.

Важно знать! «Могучая кучка» («Балакиревский кружок») – творческое объединение русских композиторов в середине XIX в., основанное Балакиревым. В него входили также Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин.

Главные творческие принципы «кучкистов» – народность и национальность. Тематика творчества, по их мнению, должна быть связана с образами народной жизни, исторического прошлого России, народного эпоса и сказки. Мусоргский, убеждённый демократ, стал наиболее радикальным членом объединения. 

Интересно. Ни один из молодых композиторов не имел специального образования: Мусоргский был офицером, Кюи – военным инженером, Римский-Корсаков – моряком, Бородин – химиком.

В 1858 г. Мусоргский подал прошение об отставке и погрузился в музыку. Ему хотелось сочинять, он спешил наверстать упущенное. Иногда начинал и не доводил до конца начатое – так остались незавершёнными три оперы.

Обратился к симфонической музыке и создал шедевр – «Ночь на Лысой горе» (1867). Обратился к вокальной музыке – появились песни с целой галереей народных образов: «Светик Савишна», «Сиротка» на собственные стихи, «Калистрат», «Колыбельная Еремушке» на стихи Н. Некрасова и др.

Вершиной творчества композитора стала опера «Борис Годунов», основанная на трагедии А. Пушкина и на материалах «Истории государства Российского» Н. Карамзина. Впервые была исполнена в Мариинском театре Петербурга в 1874 г.

Замысел другой оперы – «Хованщина» – возник у него ещё во время работы над «Годуновым». Он сам написал либретто. Новая работа шла трудно из-за широты материала, который не укладывался в рамки оперы. Кроме того, распался «Балакиревский кружок», и композитор тяжело пережил это событие.

Читайте также:

В 1868 г. Мусоргский начал службу чиновником Лесного департамента, для сочинения музыки остались лишь вечера и ночи, что привело к сильному переутомлению и депрессии. К тому же параллельно с «Хованщиной» он работал над комической оперой «Сорочинская ярмарка» на сюжет Гоголя. 

Шедевром Мусоргского стал цикл фортепьянных пьес «Картинки с выставки» (1874), музыкальных иллюстраций к картинам художника В. Гартмана, с которым он дружил и который скоропостижно умер в возрасте 39 лет. Его смерть стала сильным потрясением для композитора. 

Последние годы Мусоргского были омрачены многими обстоятельствами: развал «Могучей кучки», который был им воспринят как измена русской идее; непонимание его творчества академическими музыкантами; неприятие его новаторства даже друзьями-композиторами. Участились нервные срывы. Началось пристрастие к алкоголю.

Композитор умер 28 марта 1881 г. в военном госпитале в Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. 

Музыка М. Мусоргского оказала огромное влияние на все последующие поколения русских и зарубежных композиторов.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)

Николай Андреевич Римский-Корсаков

В 1871 г. в стенах Петербургской консерватории появился молодой профессор – ему было всего 27 лет. 

Интересно! Почти не имея музыкального образования, Бородин был уже автором оркестровых сочинений, романсов, работал над оперой «Псковитянка».

Родиной Римского-Корсакова был провинциальный город Тихвин в Новгородской губернии. В их семье мужчины служили на флоте, это же поприще готовили и ему, хотя музыкальные способности у мальчика проявились очень рано. Уроки музыки он получал от случайных людей, т.к. в маленьком городе не было хороших педагогов. Сочинять музыку начал в 11 лет.

В 1856 г. поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Во время учёбы часто посещал оперный театр, уроки фортепьяно брал у профессионального пианиста, который увидел в нём композиторский талант и познакомил с членами «Могучей кучки». Римский-Корсаков начал сочинять Первую симфонию.

Окончив кадетский корпус, на 3 года отправился в кругосветное плавание, а затем началась интенсивная работа: занятия самообразованием, служба инспектором духовых оркестров Морского ведомства, работа дирижёром, директором Бесплатной музыкальной школы, обработка народных песен, преподавание в консерватории и сочинение, сочинение музыки…

Умер 21 июня 1908 г. в возрасте 67 лет от инфаркта. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Н.А. Римский-Корсаков – автор 15 опер, самые известные из них:

  • «Майская ночь» (1880) по мотивам повести Н. Гоголя;
  • «Снегурочка» (1881) по пьесе А. Островского;
  • «Ночь перед Рождеством» (1895) по повести Н. Гоголя;
  • «Садко» (1896) на основе былины о гусляре Садко;
  • «Моцарт и Сальери» (1898) по произведению А. Пушкина;
  • «Сказка о царе Салтане» (1900) по одноимённой сказке А. Пушкина;
  •  «Золотой петушок» (1907) по сказке А. Пушкина.

Написал 79 романсов на стихи А. Пушкина, Л. Мея, А. Фета, М. Лермонтова, А.К. Толстого, Г. Гейне, Д. Байрона.

Автором создано 17 симфонических произведений, хоры с оркестром и a capella. Им написаны учебники по гармонии и основам оркестровки.

37 лет отдал Римский-Корсаков преподаванию. Среди его учеников – известные русские композиторы классической музыки А. Аренский, А. Глазунов, А. Лядов, М. Ипполитов-Иванов, И. Стравинский, А, Гречанинов, С. Прокофьев и др.

Важно! Римский-Корсаков после смерти Мусоргского отредактировал и доработал многие его произведения, закончил «Хованщину», создал новую редакцию «Годунова», добился их постановки на императорской оперной сцене.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)

Александр Порфирьевич Бородин

Бородин был учёным-химиком и медиком. Считается гениальным композитором, хотя его творческое наследие не очень велико, но отличается глубиной содержания, разнообразием жанров, классической стройностью форм.

В музыке продолжил традиции Глинки в создании русской эпической оперы. 

Александр был внебрачным сыном князя Гедианова, а записан на имя дворового человека Порфирия Ивановича Бородина. Родился в Петербурге. Получил хорошее домашнее образование, с детства отличался разносторонними способностями, но особенно любил музыку. Играл на фортепьяно, виолончели, скрипке, рано начал сочинять музыку, одновременно страстно увлекался химией.

В 1856 г. успешно окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге и занялся наукой. Но не оставлял и музыку: был прекрасным исполнителем, изучал композиторскую технику, написал несколько песен в стиле городских романсов, трио для двух скрипок и виолончели и др.

После успешной защиты диссертации стал доктором медицины и был отправлен на 3 года на стажировку в Гейдельберг (Германия), где были и другие молодые учёные: Менделеев, Сеченов. Там выполнил 8 научных работ по химии, принесших ему известность, писал музыку.

В 1862 г. вернулся в Россию, стал профессором Медико-хирургической академии, до конца своей жизни читал там лекции и вел практические занятия. Познакомился с Балакиревым и стал членом «Могучей кучки». 

Как композитор стал известен в начале 80-х годов XIX в. Его произведения часто исполнялись и получили признание в России и в Европе. 

В последние годы часто болел, умер от сердечного приступа 27 февраля 1887 г. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Самое значительное произведение Бородина – опера «Князь Игорь» по «Слову о полке Игореве». Он работал над ним 18 лет, но так и не завершил. Её окончили и отредактировали Римский-Корсаков и Глазунов, премьера состоялась в 1890 г. в Мариинском театре Петербурга. 

А. Бородин – автор 2-х симфоний и одной симфонической картины, произведений для инструментального ансамбля, для фортепьяно в 2, 3 и 4 руки, 16 романсов.

Творчество Бородина оказало огромное влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов.

Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910)

Милий Алексеевич Балакирев

Глава «Могучей кучки», русский композитор, пианист, педагог, дирижёр. Ему выпала особая роль: начать новую эпоху в русской музыке, возглавить в ней целое направление.

Родился в Нижнем Новгороде в дворянской семье. Начальным образованием сына, в том числе музыкальным, занималась мать. Затем продолжил занятия с профессиональным педагогами, но систематического музыкального образования не получил, хотя был виртуозным пианистом и много занимался самообразованием.

Окончил Нижегородский дворянский институт, учился в Казанском университете на математическом факультете, но в это время начал сочинять музыку, поэтому оставил университет.

В 1855 г. переехал в Петербург, где встретился с Глинкой, и тот убедил его заняться музыкой серьёзно. Под его руководством началось самообразование и творчество членов объединения. Все новые произведения исполнялись на собраниях, обсуждались.

Сам Балакирев был автором 20 романсов, среди них были и шедевры. Работал в жанре симфонии, инструментальной музыки. Составил Сборник русских народных песен, организовал Бесплатную музыкальную школу.

Но вскоре несправедливо был отстранён от дирижирования концертами Русского музыкального общества. После смерти отца на его попечении остались младшие сёстры, материальное положение было очень тяжёлым, и он навсегда порывает с большим искусством. 

Зарабатывал уроками музыки, но сам не сочинял, жил замкнуто и уединённо. Его характер резко изменился. Возвратился к сочинению через несколько лет. Умер 29 мая 1910 г. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Творческое наследие не обширно, но серьёзно: 10 произведений для симфонического оркестра, концерты для фортепьяно с оркестром, инструментальные сочинения, около 20 пьес для фортепьяно, более 40 романсов и песен. Создал 13 хоровых произведений, редактировал и обрабатывал произведения других авторов. 

К симфонической музыке Балакирева всё чаще обращаются современные исполнители, она звучит и за границей. 

Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894)

Антон Григорьевич Рубинштейн

Гениальный пианист, крупнейший композитор, работавший в разных жанрах, его произведения сохраняют значение и ценность до наших дней.

Считается основоположником профессионального музыкального образования в России. Учитель П.И. Чайковского.

Родился в селе Подольской губернии (ныне Приднестровье) в состоятельной еврейской семье, принявшей православие. Семья была многодетной, все дети получили музыкальное образование, талант к музыке – от матери, пианистки. Младший брат Николай – известный пианист. Жили в Варшаве, затем перебрались в Москву. 

На публике впервые выступил в 10-летнем возрасте, считался вундеркиндом, через год уже приехал в Париж, чтобы учиться в консерватории. Но вместо этого в сопровождении учителя начался его концертный тур: Германия, Нидерланды, Франция, Австрия, Венгрия, Швеция.

В Париже познакомился с Шопеном, Листом, Мендельсоном. Концертная деятельность в Европе продолжалась до 1846 г., но умер отец, и мать с Николаем вернулась в Россию, а Антон остался в Вене до 1849 г., зарабатывал частными уроками. Рубинштейн вырос трудолюбивым, независимым, с твёрдым характером, высоким самосознанием.

Был первым русским музыкантом, получившим всемирную славу.

Человек неиссякаемой энергии, Рубинштейн инициировал создание в России первой консерватории в Петербурге, был её директором и профессором.

С 1874 г. постоянно жил в Петергофе, занимаясь композицией и дирижированием, но в 1887 г. снова возглавил консерваторию. Последний концертный тур за рубежом совершил в 1885-1886 гг.

Умер 20 ноября 1894 г. в Петергофе, похоронен на Тихвинском мемориальном кладбище Петербурга. 

Творческое наследие Рубинштейна велико. Им создано 13 опер, 5 духовных опер, 6 симфоний и другие оркестровые сочинения, камерно-инструментальные ансамбли, 200 фортепьянных пьес, около 200 романсов на стихи поэтов разных стран. 

Наиболее значительные произведения:

  • Опера «Демон» (1875) по одноименной поэме Лермонтова;
  • «Персидские песни» (1854);
  • Опера «Нерон» (1877);
  • Романсы.

Петр Ильич Чайковский (1840-1893)

Петр Ильич Чайковский

Творчество Чайковского, одного из величайших композиторов мира, огромно: им охвачены почти все музыкальные жанры того времени.

Его произведения отличаются глубоким интересом к внутреннему миру человека. Но даже в самых драматических сюжетах главной интонацией звучит лирическое начало.

Музыка Чайковского получила признание ещё при жизни композитора. 

Родился в г. Воткинске (Удмуртия) в семье горного инженера. Был вторым ребёнком из 6 детей Чайковских. Музыкальные способности, острая восприимчивость к музыке проявились очень рано. Музыкой занимался сначала под руководством домашних учителей, после переезда семьи в Петербург – у профессионалов.

Окончил Училище правоведения. Во время учёбы погрузился в мир серьёзной классической музыки.

В возрасте 14 лет потерял мать.

После окончания Училища некоторое время служил в департаменте Министерства юстиции. Свободно владел тремя иностранными языками. В 1851 г. отправился в деловую поездку по Европе в качестве переводчика при горном инженере, знакомом своего отца. Посетил Париж, Лондон, Берлин и другие европейские города. Это усилило его интерес к западной культуре, в дальнейшем он успешно гастролировал за рубежом.

Осенью этого же года поступил в Петербургскую консерваторию. Учился в классе композиции у А. Рубинштейна. Окончив консерваторию в 1865 г., начал преподавать в открывшуюся Московскую консерваторию, где заложил основы преподавания.

В 1858 г. написал свою первую оперу – «Воевода» по пьесе А. Островского. Создал и другие произведения на его сюжеты: увертюру «Гроза» (1868), музыку к пьесе «Снегурочка» (1873). 

В московский период Чайковский испытывал творческий подъём. В этот период им созданы первые в русской музыке классические образцы разных жанров: струнного квартета, симфонии, фортепианного концерта, балета, инструментальной пьесы. Сочинял романсы, произведения для фортепьяно (в том числе знаменитые «Времена года»), написал музыку балета «Лебединое озеро».

В программных симфонических произведениях проявляется психологическая глубина: фантазии «Ромео и Джульетта» (1869) и «Буря» (1873) по Шекспиру, фантазия «Франческа да Римини» (1876) по Данте. Расширяется круг жанров в инструментальной музыке.

Интересный факт. В 1876 г. Чайковский получил письмо от Надежды Филаретовны фон Мекк, богатой любительницы музыки, меценатки, которая предложила ему бескорыстную материальную помощь, чтобы освободить от рутинной работы и полностью посвятить себя творчеству. Завязалась 14-летняя дружба и переписка.

Всего сохранилось более 1200 писем, в которых они обменивались мнениями о музыке, о религии и философии. Чайковский делился с ней своими творческими планами, советовался, рассказывал о событиях своей жизни. Эта дружба была трогательной, но странной: они никогда не встречались, общаясь только письменно.

В 1885 г. Чайковский поселяется в подмосковном Клину, начинает дирижёрские выступления, его музыка становится всё более известной. Посещает с концертами Америку и некоторые европейские страны и приобретает мировую славу. 

Произведения последнего периода считаются вершиной его творчества: опера «Пиковая дама» (1890), Шестая симфония (1893), балеты «Спящая красавица» (1889) и «Щелкунчик» (1892), опера «Иоланта» (1891).

Чайковский умер 1 ноября 1893 г. в возрасте 53 лет в Петербурге, заразившись холерой, которая свирепствовала тогда в городе. Смерть его была неожиданной и преждевременной, она поразила современников и вызвала много домыслов. 

Композитор похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

П.И. Чайковский оставил богатое музыкальное наследие. В нём трудно обозначить наиболее выдающиеся произведения – все они значительны, интересны, любимы слушателями и исполнителями. Но самое известное его сочинение – балет «Лебединое озеро».

Музыку Чайковского любят не только в России, но и во всём мире, особенно в Японии. Она наполнена состраданием и любовью к человеку, чуткостью к его душе, жаждой добра и нравственного совершенства. Этим его музыка близка творчеству русских писателей-классиков XIX в. от Толстого до Чехова.

 Он создал 11 опер:

  • «Воевода» (1868) по одноимённой пьесе А. Островского;
  • «Ундина» (1869) по повести В. Жуковского;
  • «Опричник» (1872) по трагедии И. Лажечникова;
  • «Кузнец Вакула» (1874) по повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»;
  • «Евгений Онегин» (1878) по роману А. Пушкина;
  • «Орлеанская дева» (1879) по драме Ф. Шиллера;
  • «Мазепа» (1883) по поэме А. Пушкина «Полтава»;
  • «Черевички» (1885), основана на украинском фольклоре;
  • «Пиковая дама» (1897) по повести А. Пушкина;
  • «Иоланта» (1891) по драме Х. Герца.

Кроме 3 балетов, создал музыку к 9 театральным спектаклям, сочинил 8 симфоний (Шестой симфонией он дирижировал за 9 дней до смерти), 5 сюит для оркестра, более 20 увертюр и других оркестровых произведений, 3 концерта для фортепьяно с оркестром, 4 кантаты. Сочинял хоровую и духовную музыку: 

  • Всенощное бдение;
  • Литургия Иоанна Златоуста;
  • 9 духовно-музыкальных сочинений.

Написал более 100 романсов и песен (в том числе для детей), много произведений камерной музыки, огромное количество пьес для фортепьяно. Фортепьянные циклы «Детский альбом» из 24 пьес и «Времена года» из 12 пьес до сих пор входят в репертуар музыкальных школ.

Интересные факты.

  • Чайковский был современником композиторов «Могучей кучки», но никогда не входил ни в какие творческие группы, всегда был независим, хотя во многом был близок к «кучкистам». Исторические события и устои народной жизни не могли быть ему безразличны, но его больше интересовали проблемы личности, душевный мир человека. Поэтому лирику он предпочитал эпосу. 
  • Однажды на концерте в консерватории присутствовал Лев Толстой. При исполнении музыки Чайковского он расплакался. Композитор посчитал это величайшим признанием своего таланта.
  • П.И. Чайковский был не только гениальным композитором, но и пианистом. Но сам этого не признавал, считая себя посредственным исполнителем. 
  • Все расходы, связанные с его похоронами, взял на себя император Александр III.
  • Международный конкурс его имени, который с 1958 г. проводится раз в 4 года и привлекает в Москву музыкантов из разных стран, стал свидетельством его мировой славы и вклада в мировую культуру.
  • В честь Чайковского названы город в Пермском крае, улицы в городах России, учебные заведения, концертные залы, а также кратер на Меркурии.
Татьяна Синицына
Оцените автора
topmarvel.ru ТОП удивительных фактов
Добавить комментарий

Adblock
detector