Самые популярные мюзиклы мира

Культура

Мюзикл сегодня считается одним из самых популярных музыкально-сценических жанров. Мюзикл – следствие варьете, балета, оперетты, комической оперы и других развлекательных жанров. В нём отсутствуют речитативы (певучие декламации), как в опере, но есть диалоги, не сопровождающиеся музыкой, а также песни, хореография, современные музыкальные направления (например, симфо-джаз, электронная музыка), элементы шоу.

Всё это подаётся в форме, доступной широкому зрителю. Вокальные, танцевальные номера, музыкальное сопровождение в мюзикле служат средствами передачи содержания.

Английский термин «Musical» («мюзикл») – сокращение от слов «музыкальная комедия». Но мюзикл в качестве сюжета может использовать любой литературный материал.

10 самых популярных мюзиклов всех времен

Считается, что жанр мюзикла зародился в 1866 г., с постановкой на сцене Нью-Йорка «Black Crook» – мелодрамы, в которой сочетались  романтический балет и вокал. Позже появились и другие лёгкие развлекательные представления, в которых главное значение имел не сюжет, а популярные музыкальные номера в исполнении известных артистов. Так мюзикл постепенно завоевал весь мир, но в процессе своего развития видоизменялся и дополнялся.

«Нотр-Дам де Пари» (1998)

Впервые поставлен в Париже по роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».

  • Музыка Риккардо Коччианте.
  • Либретто Люка Пламондона.
  • Режиссер Жиль Майо.

Этот великий роман был много раз экранизирован, в том числе в немом кино. По его мотивам созданы балеты, Гюго даже написал либретто для оперы, но в результате возник мюзикл.

Представление публика приняла сразу, и уже в первый год своего существования «Notre-Dame de Paris» попал в Книгу рекордов Гиннесса за успех.  

Сюжет мюзикла близок к оригинальному содержанию романа.

В России премьера шоу состоялась в 2002 г., оно пользовалось такой же любовью слушателей, как и на родине. Переводчиками либретто были Юлий Ким, Сусанна Цирюк и Даша Голубоцкая.

Первым исполнителем роли Квазимодо был Вячеслав Петкун, роли Эсмеральды – Светлана Светикова.

Какие из мюзиклов вы посещали
«Нотр-Дам де Пари»
26.17%
«Призрак Оперы»
18.12%
«Mamma Mia!»
10.07%
«Красавица и Чудовище»
15.44%
«Король Лев»
3.36%
«Русалочка»
8.05%
«Звуки музыки»
2.68%
«Чикаго»
8.05%
«Отверженные»
2.01%
«Поющие под дождём»
6.04%
Проголосовало: 149

 «Призрак Оперы» (1986)

Основан на одноимённом романе Гастона Леру, созданном в 1911 г.

  • Музыка Эндрю Ллойда Уэббера.
  • Либретто его же в соавторстве с Чарльзом Хартом и Ричардом Стилгоу.

Премьера состоялась в Лондоне (1986) и на Бродвее в Нью-Йорке (1988).

Примечание. Бродвей – около 40 крупных коммерческих театров в Нью-Йорке, расположенных вдоль улицы Бродвей в Театральном квартале Манхэттена.

В оперном театре Парижа происходят странные вещи: падают люстры, декорации, раздаются непонятные звуки… Говорят о призраке, который якобы живёт в театре. Здесь ставят оперу «Фауст». Молодую хористку Кристин Даэ на каждой репетиции сопровождает влюблённый в неё Рауль де Шаньи. Но она чем-то связана с человеком в маске смерти, и это смущает Рауля. Голос загадочного человека увлекает Кристин в глубь театра, откуда невозможно убежать.

Под маской скрывается страшное лицо мужчины с проваленным носом. Девушка просит отпустить её, чтобы в последний раз взглянуть на свет. Она договаривается с Раулем о побеге, но Призрак (его имя Эрик) подслушивает их разговор и похищает Кристин. Её ищут, но только Перс, служащий театра, знает, где расположено логово Призрака.

Перс рассказывает о судьбе Эрика, родившегося с дефектами лица, но одарённого: он фокусник и иллюзионист, а также архитектор, инженер, музыкант и композитор. Сбежав из дома из-за нелюбви родителей, странствовал, вернулся и участвовал в строительстве Гранд-Опера в Париже. В тайных подвалах устроил себе жилище.

Кристин из сочувствия к нему даёт клятву верности, что спасает от смерти её и Рауля, отправившегося на поиски. Эрик любит девушку, поэтому хочет, чтобы она была счастлива. Он впервые узнал, что такое искренняя привязанность. И теперь хочет только одного: чтобы его похоронили в оперном театре.

Первый исполнитель роли Призрака – Майкл Кроуфорд, роли Кристин – Сара Брайтман.

Премьера русской версии состоялась в 2014 г. в театре Московского дворца молодёжи, В роли Призрака – Дмитрий ЕрмакИван Ожогин и Андрей Школдыченко, в роли Кристин – Елена Бахтиярова и Тамара Котова.

«Mamma Mia!» (1999)

Это не совсем обычный мюзикл: он создан на основе песен знаменитой шведской поп-группы ABBA.

Примечание. Такие шоу называют «автоматными мюзиклами». Это  разновидность мюзиклов, в которых музыкальный материал составлен из широко известных песен, а не из литературных сочинений. «Mamma Mia!» – яркий пример этого направления.

Идея его создания принадлежит англичанке Джуди Креймер. Она объединила песни в определённый сюжет и создала на их основе шоу. Песенные тексты ABBA, большинство которых сочинил Бьорн Ульвеус, отличались особой искренней интонацией и театральностью.

Созданный ею музыкальный спектакль положил начало целому направлению коммерческого музыкального театра – мюзикл по песням легендарных исполнителей и групп.

  • Авторами стихов и музыки были члены группы ABBА Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус при участии Стига Андерсона.
  • Автор либретто – Кэтрин Джонсон.

Это не был биографический мюзикл, Кэтрин Джонсон придумала самостоятельный сюжет, не связанный с историей группы ABBA. Но сложность состояла в том, что по задумке Кэтрин мюзикл должен был быть адресован не только молодому поколению, но и более старшему, т.к. именно на их время пришёлся расцвет и пик славы ABBA. Так появилась идея противопоставления двух поколений – матери и дочери.

На свадьбу молодой героини Софи прибыли три бывших бойфренда её матери. Каждый из них мог оказаться отцом девушки, которая пыталась это выяснить. В результате она передумала выходить замуж и предложила жениху вместо свадьбы отправиться в путешествие – «посмотреть мир», а её мать Донна венчается с одним из своих бывших бойфрендов.

В спектакле звучат 22 песни группы ABBA. В России мюзикл был поставлен в 2006 г. в театре Московского дворца молодёжи. Перевод песен на русский язык Алексея Кортнева. Исполнители: Наталия Быстрова, Андрей Бирин, Владимир Халтурин, Анна Гученкова, Дмитрий Бунин, Евгений Плиткин и др.

 «Красавица и Чудовище» (1993)

Этот мюзикл-долгожитель основан на одноимённом мультфильме Уолта Диснея. Премьера в Хьюстоне (США) состоялась в 1993 г., на следующий год – на Бродвее (Нью-Йорк, США).

  • Музыка Алана Менкена.
  • Тексты песен Говарда Эшмана и Тима Райса.
  • Либретто Линды Вулвертон.

Интересно! Красавица и Чудовище – «бродячий сюжет» о великой силе любви. А ещё о том, что верность и преданность всегда вознаграждаются. В литературе многих стран существуют похожие сюжетные линии, преломляющиеся в соответствии с конкретными условиями быта, нравов и социальных устоев той или иной страны.

Сюжет «красавица и чудовище» можно найти в одноимённой сказке Лепренса де Бомона, «Рикки с хохолком» Шарля Перро, в сказке «Аленький цветочек» Сергея Аксакова. Фактически эта же сюжетная линия просматривается и в мюзикле «Призрак Оперы».

В России спектакль впервые поставлен в 2008 г. в театре Московского дворца молодежи (перевод Алексея Кортнева). Алан Менкен, присутствовавший на премьере, высоко оценил московское шоу. Главные роли исполнили Екатерина Гусева, Андрей Бирин, Елена Чарквиани, Марат Адбрахимов, Игорь Портной, Дмитрий Дьяконов, Алексей Емцов и др.

Постановкой мюзикла занималась компания «Стейдж Энтертейнмент» из Амстердама (Нидерланды).

«Король Лев» (1997)

Мюзикл также основан на одноименном мультфильме студии Уолта Диснея.

  • Музыка Элтона Джона.
  • Тексты песен Тима Райса, Либо Эм, Марка Манчины, Джея Рифкина, Джули Теймор, Ханса Циммера.
  • Либретто Роджера Эллерса и Айрин Мекки.

Главный герой – львёнок Симба, наследник короля Муфасы. Злой и властолюбивый лев Шрам подстроил гибель Муфасы, но по его навету виновником несчастья стали считать Симбу. Львёнок вынужден покинуть родные края. Но справедливость восторжествовала: Шрам погибает, а повзрослевший Симба становится королем саванны.

Премьера состоялась в театре Орфеум в Миннеаполисе (США) в 1997 г. В постановке были использованы различные спецэффекты, дополнявшие прекрасную музыку и тексты, зрелищные костюмы, куклы, декорации – это обеспечило мюзиклу большой успех. Спектакль завоевал более 70 крупных наград. Он ставился в 63 городах мира на пяти языках, в Нью-Йорке идёт до настоящего времени.

В России мюзикл впервые был поставлен в 2021 г. в московском музыкальном театре юного актёра «Орфей».

«Русалочка» (2007)

Сначала корпорация Уолта Диснея сняла по мотивам одноимённой сказки Андерсена полнометражный анимационный фильм. Лента вышла в американский прокат в 1989 г. и произвела хорошее впечатление. Затем на основе фильма был поставлен мюзикл.

  • Музыка Алана Менкена.
  • Тексты песен Говарда Эшмана и Глена Слейтера.
  • Либретто Дуга Райта.
  • Хореографы Джон Макиннис и Ярун Лейтен.

Юная русалочка Ариэль, младшая дочь владыки моря Тритона, полюбила прекрасного принца Эрика из мира людей. Но разве существуют преграды для настоящей любви? Ариэль тоже решила стать человеком. Покинув семью и родной дом, она решила заключить договор с морской ведьмой Урсулой…

Мюзикл про любовь стал привлекательным и для детей, и для их родителей, которые в детстве смотрели диснеевский мультфильм.

В России в 2012 г. постановкой мюзикла занялась та же компания из Нидерландов «Стейдж Энтертейнмент». Перевод Алексея Иващенко.

Главные роли в премьерном составе исполнили  Наталия Быстрова, Евгений Зайцев, Владимир Ябчаник, Манана Гогитидзе.

Мюзикл был удостоен двух премий «Золотая Маска» в категориях «Лучший спектакль» и «Женская роль» (Манана Гогитидзе – Урсула).

«Звуки музыки» (1959)

Мюзикл прошёл длинный путь становления: сначала была книга, потом кинофильм, затем театральная постановка, которая вновь вернулась на экран уже в виде музыкального кинофильма. И только после этого возникла идея создания мюзикла, премьера которого состоялась на Бродвее.

  • МузыкаРичарда Роджерса.
  • Тексты песен Оскара Хаммерстайна.
  • Либретто Ховарда Линдсея и Рассела Круза.

События происходят в Австрии в конце 30-х гг. XX в. Сюжет основан на автобиографической книге Марии фон Трапп. Конечно, как всякое художественное произведение, какие-то детали книги, кинофильма и мюзикла не совпадали, сюжет дополнялся и корректировался, но это всё называется творческим процессом.

Главное же в сюжете сохранилось – это история Марии, которая поступила в монастырь, но никак не могла привыкнуть к строгим правилам жизни. Настоятельница отправила её в «мир» поработать гувернанткой. Она попала в семью капитана фон Траппа, жена которого умерла, оставив 7 детей. Зрители мюзикла узнают обо всех сложностях и радостях жизни этой семьи. И счастливый конец – Мария становится женой фон Траппа и членом большой и дружной семьи.

Мюзикл отличается особой мелодичностью, ярким сценарием, развитой музыкальной драматургией. Всё это обеспечило его успех до настоящего времени.

В России поставлен в 2011 г. в театре Московского дворца молодёжи. Постановку осуществила продюсерская компания из Амстердама «Стейдж Энтертейнмент». В роли Марии – Наталия Быстрова.

«Чикаго» (1975)

Премьера состоялась в театре «46 Улица».

  • Музыка Джона Кандера.
  • Тексты песен Фрэда Эбба.
  • Либретто Фрэда Эбба и Боба Фосси.

Роли исполнили Гвен Вердон, Чита Ривера, Джерри Орбах. Некоторое время в шоу участвовала Лайза Минелли.

Мюзикл был хорошо встречен публикой. Но вскоре о нём забыли, т.к. появлялись новые шоу, и «Чикаго» было отодвинуто на второй план. Возобновлен Уолтером Бобби и хореографом Энн Ринкинг в 1996 г. и обрел новую популярность, завоевал много наград.

В 2002 г. в Театре Эстрады (Москва) состоялась премьера российской версии «Чикаго».

  • Режиссер-постановщик Скотт Феррис.
  • Хореограф Гэри Крист.

Главные роли исполнили Анастасия Стоцкая, Лика Рулла, Филипп Киркоров, Лолита, Ярослав Здоров.

Пресса отметила, что «московская публика была не готова» к восприятию такого пикантного материала с вызывающей сексуальной эстетикой и криминальным сюжетом, с отсутствием духовных ценностей.

С 2003 г. мюзикл ставился в виде нелегальной антрепризной постановки «по мотивам».

Сюжет

В Чикаго 20-х гг. криминальная хроника становилась частью шоу-бизнеса. Судебные процессы превращались в источник сюжетов, здесь были свои импресарио, подмостки, звёзды…

Рокси Харт, танцовщица кордебалета, убила своего любовника Фрэда Кэсли, давшего ей понять, что их связь закончилась. Рокси попадает в тюрьму, там знакомится со звездой криминальной хроники Вельмой, между ними начинается соперничество за «звёздность» (кто более популярен в криминальной прессе). Показана тюремная жизнь и нравы Америки.

В финале исполняется «дуэт двух грешниц», королев криминального мира Чикаго Вельмы Келли и Рокси Харт. Вот так в США прорываются в шоу-бизнес!

«Отверженные» (1980)

Знаменитый роман Виктора Гюго был поставлен на сцене, некоторые французские композиторы мечтали создать на его основе оперу, но этого не случилось. Через 100 с лишним лет после выхода романа герои Гюго запели – был создан одноимённый мюзикл.

  • Музыка Клода-Мишеля Шонберга.
  • Либретто Алена Бублиля.

В сентября 1980 г. во Дворце Спорта в Париже состоялась его премьера, которую посетило более 500 тыс. человек. Роли исполняли: Морис Баррье, Жак Мерсье, Роз Лоранс, Фабьенн Гюйон, Ришар Де Витт, Мишель Сарду и др. Хотя многие французы были оскорблены, а литературные критики дружно осудили превращение этого романа в лёгкий, по их мнению, жанр мюзикла, касса была рекордной.

В 1982 г. была создана новая (британская) версия мюзикла, премьера которой состоялась в 1985 г. Затем шоу попало на Бродвей – и началось его триумфальное шествие по всему миру. Все основные перипетии сюжета романа – история о милосердии, благородстве и преданности – сохранены в мюзикле.

В России триумф этого мюзикла взялись повторить студенты Саратовской консерватории.

 «Поющие под дождём» (1983)

Мюзикл основан на одноимённом английском фильме 1952 г. Премьера в лондонском театре «Палладиум» состоялась в июне 1983 г.

  • Музыка Насио Херба Брауна.
  • Тексты песен Артура Фрида.
  • Либретто Бетти Комден и Адольфа Грина.
  • Режиссёр Камерон Уэнн.
  • Хореограф Эндрю Райт.
  • Декорации и костюмы Саймона Хиглетта.

Действие происходит в 1927 г., когда в Голливуде готовится к выходу первый звуковой фильм «Певец джаза». Звезды немых фильмов Дон Локвуд и Лина Ламонт опасаются, что звуковое кино помешает их успеху, и Локвуд предлагает владельцу киностудии сделать из последней картины киномюзикл с их участием. 

Для Дона проблем нет – он отлично танцует и поёт, а вот у Лины проблемы: у неё высокий гнусавый голос, очень неприятный…  

Дон предлагает озвучить фильм начинающей актрисе Кэти Сэлден, С этого и начинаются основные сюжетные перипетии: ревность Лины, ссоры и интриги…

Премьера российской версии мюзикла в переводе Алексея Иващенкопрошла в Москве в театре «Россия» в октябре 2015 г. Её осуществила продюсерская компания «Стейдж Энтертейнмент». В презентации участвовали артисты лондонской труппы. Главные роли исполнили Станислав Чунихин, Анастасия Стоцкая, Юлия Ива, Роман Аптекарь и др.

Лучшие мюзиклы-комедии

Комедийные сюжеты наиболее востребованы в жанре мюзикла, т.к. он фактически и задумывался как музыкальная комедия. Но по мере развития расширял тематику.

 «42-я улица» (1980)

 Поставлен по роману Брэдфорда Ропса, созданном в 1932 г.

  • Музыка Гарри Уоррена.
  • Тексты песен Эла Дабина и Джонни Мерсера.
  • Либретто Марка Брэмбла и Майка Стюарта.
  • Режиссёры Гауэр Чемпион и Джо Лейтон.

Премьера состоялась на Бродвее (США) в 1980 г., был отмечен премией «Тони» за лучший мюзикл и стал хитом.

Примечание. «Тони» – ежегодная премия Антуанетты Перри за достижения в бродвейском театре.

Это шоу – автоматный мюзикл: помимо песен из фильма «42-я улица» (1933), он включает песни Дубина и Уоррена, написанные ими для многих других фильмов.

Сюжет

О закулисной жизни шоу-бизнеса. Рассказана история Пегги Сойер, талантливой молодой, но неизвестной исполнительницы, которой посчастливилось пробиться на Бродвей и стать звездой. Своеобразная сказка о Золушке.

Какие мюзиклы-комедии посещали?
«42-я улица»
25%
«Джентльмены предпочитают блондинок»
50%
«Целуй меня, Кэт»
25%
Проголосовало: 4

В России впервые поставлен в 2002 г. в Московском дворце молодежи труппой и оркестром из Нью-Йорка и Торонто. Декорации и костюмы российского сценографа Бориса Краснова. Главную героиню сыграла восходящая бродвейская звезда Мередит Петтерсон, судьба которой была похожа на судьбу её героини.

Показ мюзикла был приостановлен в связи с событиями в Театральном центре на Дубровке – захватом заложников чеченскими террористами.

 «Джентльмены предпочитают блондинок» (1949)

Поставлен по роману американской писательницы Аниты Лоос «Джентльмены предпочитают блондинок: иллюминирующий дневник профессиональной леди» (1925), который имел оглушительный успех. 

В 1949 г. Лоос стала соавтором музыкальной адаптации романа, в которой снялась еще неизвестная Кэрол Ченнинг. Шоу имело огромный успех и было адаптировано для фильма в 1953 г. с Мэрилин Монро и Джейн Рассел в главных ролях. 

  • Музыка Джула Стайна.
  • Либретто Джозефа Филдса и Аниты Лоос.
  • Стихи Лео Филдса.

Премьера состоялась на Бродвее в Театре Зигфельда. Всего было более 700 представлений. В премьерном составе играли Кэрол Ченнинг, Ивонн Адэр, Рекс Эванс, Анита Альварес, Эрик Бразерсон и др.

В Лондоне мюзикл был поставлен ​​в 1962 г, а в 1995 г. возрождён на Бродвее.

Сюжет

История о путешествии в Париж американки Лорелей и её подруги Дороти с целью выступления в ночном клубе. Их приключения начинаются уже на океанском лайнере «Иль-де-Франс» и заканчиваются удачным замужеством Лорелей.

 «Целуй меня, Кэт» (1948)

Мюзикл создан по мотивам пьесы Шекспира «Укрощение строптивой», но построен как «рассказ в рассказе» – о жизни реальных супругов, похожей на сюжет пьесы, т.е. сугубо современные американские нюансы дополняют комедию Шекспира.

  • Музыка и текст Коула Портера.
  • Либретто Сэмюэла и Беллы Спевак.

Премьера состоялась на Бродвее в 1948 г. Первый состав актёров: Альфред Дрейк, Патрисия Морисон, Лиза Кёрк и Гарольд Лэнг.

Мюзикл удостоен премии «Тони».

В России мюзикл в переводе П. Мелковой и Ю. Корнеева впервые был поставлен в 1965 г. в Ленинградском театре музыкальной комедии.

Лучшие русские мюзиклы

Жанр мюзикла в России, по сравнению с западом, ещё молод, но пользуется широкой популярностью. Поэтому в стране стали появляться отечественные мюзиклы. Но в СССР само слово «мюзикл» тогда не употреблялось, т.к. считалось западным. Чтобы его избежать, использовали термин «рок-опера» («зонг-опера»), поэтому и произошла путаница в этих понятиях: «мюзикл» и «рок-опера» – это несколько разные произведения.

В рок-опере, как и в опере, нет разговорных сцен, диалогов, которые присутствуют в мюзикле.

Первый мюзикл появился в Советском Союзе в 1975 г. – «Орфей и Эвридика». Хотя его и называли «зонг-оперой», в 2003 г. он вошёл в Книгу рекордов Гиннесса как мюзикл, сыгранный на тот момент одним коллективом 2350 раз.

«Орфей и Эвридика» (1975)

Основан на сюжете древнегреческой мифологии.

  • Музыка Александра Журбина.
  • Либретто Юрия Димитрина.

Первый исполнитель – ансамбль «Поющие гитары» в оперной студии при Ленинградской консерватории.

Главные роли исполнили Альберт Асадуллин и Ирина Понаровская. Премьера была успешной, спектакль непрерывно ставился в Ленинграде 10 лет и с аншлагом исполнялся на гастролях в СССР. Был возобновлён в Ленинграде в 1988 г. и ставится в Петербурге до сих пор.

Орфей

Сын Аполлона Орфей был необыкновенно талантливым музыкантом. Звуки его лиры очаровывали не только всё живое, но даже камни и деревья.  

У него была любимая жена Эвридика, но она умерла от укуса змеи. Орфей был безутешен в своём горе. Он спустился в царство мёртвых, чтобы увидеть Эвридику, и своей игрой растопил даже сердце Аида, бога подземного мира. Тот разрешил забрать Эвридику, но с условием, что она будет следовать за ним, но он не должен смотреть на неё, пока не выйдет из царства мёртвых, иначе навсегда потеряет.

Он повёл Эвридику, но не слышал её шагов (она же была тенью) и начал опасаться, что боги обманули его. За несколько шагов до выхода он не вытерпел и оглянулся – и потерял её навсегда.

 «Анна Каренина» (2010)

Основой мюзикла стал знаменитый роман Льва Толстого.

  • Музыка Марка Самойлова.
  • Стихи Леонида Яковлева.
  • Либретто Геннадия Чихачёва.

Премьера прошла в Москве, в Музыкальном театре под руководством Геннадия Чихачёва, в июле 2010 г.

Главные роли исполнили Наталия Репич (Анна) и Кирилл Гордеев (Вронский).

Анна Каренина

Второй вариант мюзикла был создан другими авторами в 2016 г. В этом же году состоялась его премьера в театре «Московская оперетта».

  • Музыка Романа Игнатьева.
  • Либретто и стихи Юлия Кима. 
  • Режиссёр Алина Чевик.
  • Хореограф Ирина Корнеева.

В главных ролях: Екатерина Гусева (Анна), Дмитрий Ермак (Вронский).

«Мастер и Маргарита» (2009)

Основан Театром Стаса Намина (Петербург) на одноимённом романе Михаила Булгакова.

  • Автор музыки, стихов и либретто Валентин Овсянников.
  • Режиссёры разных сезонов Леонид Полонский, Игорь Бунаков, Валентин Овсянников.
  • Хореограф Наталья Савченкова-Полонская.

Главные роли исполнили Павел Бердников, Илья Викторов, Елена Газаева, Алиса Суменкова, Олег Гончаров и др.

Премьера состоялась в Городском театре Петербурга в 2009 г.

Над мюзиклом В. Овсянников работал 25 лет и утверждает, что не планировал дословно воспроизводить роман писателя, а хотел на его основе поговорить со зрителями о «вечных» проблемах: жизни и смерти, благородстве и подлости, любви и ненависти.

Мюзикл ставился в разных российских театрах 7 сезонов, трижды выезжал на гастроли.

Второй вариант. В 2014 г. состоялась премьера мюзикла «Мастер и Маргарита» в театре «Мюзик-Холл» в Петербурге.

  • Музыка Антона Танонова в соавторстве с другими композиторами.
  • Либретто Ирины Афанасьевой в соавторстве с другими либреттистами, в том числе с Сергеем Шиловским-Булгаковым (внуком Михаила Булгакова).
  • Режиссёр Софья Сираканян.
  • Хореограф Дмитрий Пимонов.

В постановке участвовали актёры Анастасия Макеева, Антон Авдеев, Глеб Матвейчук, Иван Ожогин, Анна Ковальчук и др.

 «Норд-Ост» (2001)

Создан по мотивам любимого несколькими поколениями читателей романа В. Каверина «Два капитана».

  • Либретто Алексея Иващенко и Георгия Васильева.
  • Музыка Алексея Иващенко, Георгия Васильева, Сергея Чекрыжова.
  • Хореограф Елена Богданович.

Премьерный состав актёров: Екатерина Гусева (Катя Татаринова), Андрей Богданов (Саня Григорьев), а также Олег Кузнецов, Ирина Линдт, Юрий Мазихин, Алексей Россошанский и др.

Премьера состоялась в октябре 2001 г. в Москве, в Театральном центре на Дубровке. Мюзикл отвечал всем требованиям жанра, он был наполнен патриотизмом, романтикой и верой в справедливость. Для России он должен был стать уникальным событием культуры.

Но в октябре 2002 г. террористы захватили в заложники около 1000 артистов и зрителей мюзикла, 130 человек погибли (в том числе двое артистов из детского состава, 8 музыкантов оркестра, всего более 20 человек из труппы).

Была безуспешная попытка восстановить мюзикл в том же театральном центре, затем была создана гастрольная версия спектакля и аудиоверсия.

Авторы не теряют надежды на полное восстановление уникального мюзикла.

 «О, милый друг» (2019)

К концу XX в. жанр мюзикла окончательно закрепился в репертуарах театров России. Режиссеры создавали и версии бродвейских представлений, и собственные музыкальные спектакли по произведениям русской и мировой классики.

Художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский и поэт Юрий Ряшенцев создали мюзикл на основе известного романа Ги де Мопассана «Милый друг». Ранее они уже ставили музыкальную пьесу с этим названием в Свердловском театре музыкальной комедии, но теперь сделали новую редакцию. Премьера состоялась в октябре 2019 г.

  • Музыка Виктора Лебедева.
  • Хореография Александра Мацко.
  • Декорации и костюмы Миши Ленн.

Постановка отличается синтезом бродвейской пластики и русским психологизмом.

Обаятельный карьерист Жорж Дюбуа стремится в высшее общество, пользуясь при этом известным и старым, как мир, способом  – соблазнением женщин. Его карьеру выстраивают влюблённые в него женщины, жёны и дочери его покровителей. Марк Розовский считал, что этот сюжет актуален и для нашего времени.

В ролях: Станислав Федорчук, Игорь Скрипко, Яна Прыжанкова, Наталья Корецкая, Ирина Морозова, Дарья Щербакова, Денис Юченков, Екатерина Васильева.

«Снежная королева» (2010)

Мюзикл поставил Стас Намин по пьесе Евгения Шварца, а тот, в свою очередь, позаимствовал сюжет у великого сказочника XIX в. Ганса Христиана Андерсена.

  • Музыка Стаса Намина.
  • Режиссёр Геннадий Карпов.
  • Либретто Наталии Макуни.

История Кая, Герды и Снежной королевы знакома всем с детства. Заколдованный злым волшебником Кай попал в плен к бессердечной Снежной королеве. Но маленькая Герда не боится никаких препятствий и спасает своего друга.

Дети с радостью воспринимают это шоу, а взрослые погружаются в сюжет и вспоминают своё детство.

Это не единственный вариант мюзикла «Снежная королева», их существует несколько. Снят и одноимённый музыкальный фильм.

 «Баллада о маленьком сердце» (2015)

Мюзикл поставлен театральной компанией «Айвенго» (Москва) в 2015 г.

  • Музыка Алексея Миронова.
  • Стихи и либретто Владислава Маленко и Дениса Руденко.
  • Режиссёр Нина Чусова.
  • Хореограф Алексей Фроленков.

Это трогательный мюзикл о детях, живущих в детском доме и ищущих своих родителей. Сюжет не литературный, он взят из жизни. Автором идеи и либретто стал генеральный продюсер театральной компании «Айвенго» Денис Руденко. Все события показаны глазами детей.

Главное в этой истории – доброта и сердечность, которых не хватает в наше жёсткое и циничное время.

В актёрский состав одного спектакля входят 25 взрослых актёров и 10 детей, а вообще в труппе 170 человек, из которых 50 – дети в возрасте 6-15 лет.

 «Алиса в стране чудес» (2021)

Создан по мотивам одноимённой сказки Льюиса Кэрролла.

  • Автор идеи, композитор, режиссёр и продюсер Глеб Матвейчук.
  • Либретто Карена Кавалеряна. 

Премьера состоялась в марте 2021 г. в Москве, в Фольклорном центре п/р Л. Рюминой.

Сюжет сказки Кэрролла знаком всем.

В премьерном спектакле роль Алисы исполнила Юлия Довганишина. Другие актёры: Эмиль Салес, Агата Вавилова, Павел Стукалов, Евгений Градусов, Алексей Лысенко, Ярослав Баярунас, Владислав Юдин.

Данный спектакль – обновлённая версия мюзикла «Лабиринты сна» (2018). Новая версия мюзикла появилась в 2022 г., поставлена в Петербурге той же постановочной командой. 

«Мёртвые души» (2010)

Литературная основа мюзикла – одноимённая поэма Николая Гоголя.  Премьера с большим успехом прошла в Омске в апреле 2010 г.

  • Музыка Александра Журбина, одного из основателей российского мюзикла.
  • Либретто Ольги Ивановой и Александра Бутвиловского.
  • Стихи Сергея Плотова.
  • Режиссер Ольга Иванова.
  • Хореограф Людмила Байкова.

В мюзикле сохранена серьезность и глубина литературного первоисточника. Постановка  отличается тем, что в ней каждый музыкальный эпизод является мини-спектаклем, а каждый персонаж изображён с достаточной долей иронии, но так реалистично и точно, что становится понятно: это «вечные» типы людей, актуальность поэмы Гоголя очевидна.

Главную роль Чичикова исполнил Александр Серков.

Татьяна Синицына
Оцените автора
topmarvel.ru ТОП удивительных фактов
Добавить комментарий

Adblock
detector