Бетховен является по всеобщему признанию одним из самых известных композиторов в мире. Его пьесы до сих пор слушают и играют, по ним ставят спектакли. В нашем списке представлены самые известные произведения Бетховена: сонаты, оперы, сопровождение для пьес.
- Соната для фортепиано № 8, «Патетическая» 1799 год
- Соната для фортепиано № 14, ор.27 № 2 («Лунная соната»)1801 год
- Соната № 9 для скрипки и фортепиано, op. 47, «Крейцерова соната», 1802 год
- Концерт для скрипки с оркестром, op. 61, 1806 год
- Соната для фортепиано № 23, «Апассионата», 1807 год
- Симфония № 5, ор. 67, 1808 год
- «Эгмонт»(«Egmont»), 1810 год
- Багатель № 25 ля минор, «К Элизе» («Für Elise»), 1810 год
- Концерт для фортепиано № 5, «Император», 1811 год
- Симфония № 9 ре минор, 1824 год
Соната для фортепиано № 8, «Патетическая» 1799 год
Многие современные музыковеды считают это произведение самым гениальным. Его называли по праву эстетическим манифестом. Соната была сочинена в 1799 году. В то время композитор уже начал терять слух. Ему казалось, что это конец творческого пути. И он всерьез думал о том, что данное творение станет для него последним. Такими мыслями он делился с современниками. Но судьба оказалась совершенно иной. Впереди было еще много гениальных произведений.
Музыка была воспринята неоднозначно. Некоторые критики хвалили новую работу композитора, называли ее гениальной. Но были и те, кому пришлось не по душе то, что в ней слишком много драмы. В итоге сонату начали исполнять на самых крупных сценах. Но Бетховену не понравилась такая победа. Слишком много негатива было высказано. До конца жизни он избегал разговоров об этом творении. Сейчас Соната №8 невероятно популярна во всем мире.
Соната для фортепиано № 14, ор.27 № 2 («Лунная соната»)1801 год
Композитор писал сонату в период, когда начал терять слух. Ему нужно было почти вплотную подходить к своему оркестру, чтобы услышать музыку. Помимо этого в его личной жизни происходили не самые лучшие изменения. Сильным ударом для него стал разрыв с юной графиней Джульеттой. Людвиг давал ей уроки и был сильно влюблен. Он даже хотел жениться, но графиня предпочла ему другого.
Соната №14 посвящена возлюбленной Бетховена. В ней явно прослеживается тоска по близкому человеку, муки неразделенной любви. На Людвига навалилось много проблем и все это нашло отражение в музыке.
Критик Александр Серов написал:
«Памятник любви, который он хотел создать этою сонатою, очень естественно обратился в мавзолей».
Лунной сонатой симфонию назвали уже после смерти автора. Причиной стало сравнение одним из критиков данного творения с «лунным светом над Фирвальдштетским озером».
Соната № 9 для скрипки и фортепиано, op. 47, «Крейцерова соната», 1802 год
Произведение изначально было написано в ля миноре, но чаще всего исполняют его в ля мажоре. Соната длится составляет около 40 минут, что для 19 века было очень необычным. Соната №9 была впервые услышана зрителями в 1803 году. Бетховен написал ее для скрипача Джорджа Бриджтауэру, который стал первым исполнителем.
Накануне выступления на венской сцене были готовы только черновики. Скрипачу приходилось подглядывать через плечо дирижера, чтобы увидеть записи на нотных листках, так как часть произведения успели сделать только в одном экзампляре.
Читайте также на нашем сайте: Русские композиторы классической музыки ХХ века.
В некоторых изданиях написано, что соната посвящена Родольфу Крейцеру. В то время его знали как талантливого скрипача. Есть несколько вариантов объяснения случившегося. Некоторые исследователи считают, что Джордж нанес оскорбление даме, которая была хорошо знакома Бетховену. Композитор после этого решил изменить решение и переписал посвящение. Другие считают, что Урейцер был более известен, поэтому и было принято решение все переиграть, чтобы соната стала более популярной. Настоящую известность творение получило благодаря Льву Толстому. Он написал одноименную повесть ,«Крейцерову сонату».
Концерт для скрипки с оркестром, op. 61, 1806 год
Это музыка для скрипки. Бетховен впервые написал законченный концерт для этого инструмента. Опыт был очень необычным. Впервые он начал работать над созданием законченных партий для скрипки в 1790 году. С тех пор он создал несколько вариантов. И до сих пор непонятно точно, является ли описываемое творение каким-то отдельным проектом или это часть более масштабного проекта.
При жизни автора этот концерт никогда не играли на широкую публику. Композитор написал его для Франца Клемента, который был директором Венского театра. В 1806 году впервые музыка была исполнена на бенефисе Клемента. Через 2 года вышло и печатное нотное издание. Но потом музыка была благополучно забыта. Она не произвела какого-то особого фурора.
В 1844 году Концерт для скрипки исполнил 12-летний Йозеф Иоахим в сопровождении оркестра Королевского филармонического общества. Это и дало сонате вторую жизнь. Ее оценили по достоинству и с тех пор начали регулярно исполнять на сцене.
Соната для фортепиано № 23, «Апассионата», 1807 год
Произведение Бетховен написал для своего друга, графа Брунсвика. Оно получилось необыкновенно драматическим. Это одна из самых грустных сонат автора. При жизни композитор никак не назвал свое творение. Название “Апассионата” было придумано гораздо позже.
Биографы маэстро пишут, что композитор находился в то время в очень тяжелом эмоциональном состоянии. У него были разочарования в любви. Также он открыто высказывал недовольство тем, что происходит вокруг. Это нашло отражение и в музыке. Соната пронизана грустью и ощущением неизбежности. Сам Людвиг считал это сочинение одним из самых лучших. Он очень любил его и, когда его спрашивали, о чем оно, он советовал прочитать “Бурю” Шекспира.
Музыка получилась возвышенной и динамичной. Некоторые критики считают, что она отражает борьбу со злом, победу над ним. Ленц говорил о Сонате № 23, как об извержении вулкана.
Читайте также:Симфония № 5, ор. 67, 1808 год
Это знаменитое произведение стало невероятно популярным уже в первый год его выпуска. В австрийской столице была проведена его презентация. Там Симфония №5 вызвала очень много эмоций. Ее назвали выдающейся. Эрнст Гофман, композитор посчитал ее одной из самых значимых.
У композиции интересная история. Первые наработки композитор сделал в 1804 году. Но ему пришлось отложить работу. Он одновременно писал несколько произведений, в том числе и сонату №6. Но в это же время у гения начались проблемы со здоровьем. Он терял слух. В стране происходили не самые лучшие изменения, связанные с оккупацией войсками Наполеона. Все это привело к тому, что над сонатой композитор трудился около 4 лет.
Интересный факт: когда Людвиг представил пробный вариант, он не вызвал у публики восторга. После этого симфония была доработана. Но вероятнее всего дело было не в качестве самой музыки. В зале было прохладно, публика устала, а музыканты, которые там были, исполняли все не очень чисто. Именно такие объяснения дают биографы знаменитости.
«Эгмонт»(«Egmont»), 1810 год
Людвиг написал это творение по просьбе поэта Гете. Нужно было сочинить произведение к пьесе «Эгмонт». И композитор прекрасно справился с этим. Получилась очень интересная увертюра. По сюжету между главными героями вспыхнули жаркие чувства, что и удалось передать посредством музыки.
Музыка получилась в меру грустной, но в то же время динамичной в конце. Бетховену очень точно удалось передать волю к победе, героизм, желание сражаться за свою свободу и выражать собственное мнение.
Багатель № 25 ля минор, «К Элизе» («Für Elise»), 1810 год
Это уникальное творение было написано Бетховеном, когда он уже почти потерял слух. Оно входит в основной список обязательных программ почти во всех музыкальных учебных заведений. Свое название оно получило не сразу. Спустя 40 лет после смерти композитора была найдена его нотная тетрадь, где гений собственноручно написал: “Посвящаю Элизе”. Через 2 года ноты опубликовали в том виде, в котором его привыкли играть современники.
До сих пор точно не известно, кому именно была посвящена эта гениальная музыка. По одной из версий Бетховен написал ее для своей близкой подруги Элизабетт Реккель. В то же время период написания совпадает со временем его увлечения Терезой, в которую Людвиг был сильно влюблен. Но есть и другая версия, согласно которой композитор посвятил творение супруге российского императора, Елизавете Федоровне.
Концерт для фортепиано № 5, «Император», 1811 год
Произведение получилось очень динамичным и энергичным. Композитор начал писать его в 1809 году. В то время в стране происходило очень много страшных событий. Войска Наполеона зашли в Австрию, по всей Европе разгорелись ожесточенные бои. Но это не помешало композитору закончить работу. Концерт для фортепиано был принят очень хорошо. Слушателям понравился стремительный ритм, мелодичность.
На заметку! Бетховен посвятил концерт “Император” своему другу Рудольфу Австрийскому. В то время было очень популярно посвящать сочиненные произведения своим близким или великим людям эпохи.
В отличии от многих других музыкальных произведений в Концерте для фортепиано №5 нет звуков сражений. Многие композиторы тех лет включали это в музыку. Но Людвиг пошел совершенно другим путем. Он использовал литавры для ощущения динамического подъема, нарастания страстей и эмоций. Произведение получилось очень патриотическим. Обычно литавры включают для имитации звуков воды. Но в пятом концерте они получили иное звучание.
Симфония № 9 ре минор, 1824 год
Это произведение стало последним в творчестве Людвига вана Бетховена. Симфонию композитор написал, будучи уже совсем глухим. Она и стала венцом его творений. В последней части есть хорошее сопровождение, исполняемое солистами. Возможно, поэтому симфонию называют хоральной. В истории музыки на тот момент это был первый случай, когда композитор наряду с музыкальным сопровождением включил в произведение голосовое сопровождение.
Интересно! Последняя часть симфонии является гимном Евросоюза (в аранжировке Герберта фон Караяна).
Премьера симфонии была посвящена прусскому королю, герою войны, защитнику от войск Наполеона. Она состоялась в венском театре в 1824 году. Известный композитор на тот момент уже был совершенно глухим. Он не дирижировал, а просто стоял около рампы. Публика очень тепло приняла новое сочинение от маэстро. В зале не затихали бурные овации. Маэстро уже ничего не слышал, но по ликованию людей он понял, что симфония произвела фурор.
Произведения, сонаты Людвика Бетховена исполняют по сей день на крупнейших мировых сценах. Их изучают в школах, в музыкальных учебных заведениях. Эта музыка гениальная, пронизывающая. Можно смело совершенно назвать ее вечной классикой, которая никогда не постареет и не выйдет из моды.