Лучшие произведения Иоганна Себастьяна Баха

Композитор Бах Люди

Творческое наследие И.С. Баха огромно в количественном плане (более 1000 произведений) и масштабно в жанровом. Интерес к его музыке не только не угасает, но возрастает со временем, хотя прошло уже более 270 лет со дня его смерти. Самые известные произведения Баха слушают даже те, кто не увлекается «серьёзной» музыкой. 

«Хроматическая фантазия и фуга» ре минор

Произведение создано композитором для клавесина с двумя мануалами и педалью. Клавесин, старинный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, был предшественником фортепьяно и не обладал ещё его богатством и выразительными возможностями. Но Бах сумел в сочинении для клавесина достичь органной глубины и монументальности, скрипичной выразительности и нежности и фортепианной виртуозности.

Окончательная редакция произведения относится к 1730 г., написано оно в городе Кётене (Германия).

Сочинение состоит из двух частей: фантазии и фуги. Они контрастны по жанру и образу, но объединены общей тональностью.

Фантазия. Виртуозная часть, насыщенная пассажами, богатством фактуры, динамикой и трагическим содержанием. Затем бурные гаммообразные пассажи переходят в волнообразные арпеджио. Завершает фантазию кода, в которой слышны романтические настроения, ослабляющие трагизм начала.

Фуга. Здесь тема фуги связана с темой коды фантазии, продолжает её, но более сдержанна и внутренне напряжена. Музыкальная тема фуги повторяется восьмикратно и завершается грандиозной кульминацией, утверждающей величие человека, его воли, духа и возможностей.

Важно знать: фуга – полифоническая музыкальная форма, основанная на развитии темы в разных голосах.

Это произведение Баха было переведено для многих инструментов: альта, классической гитары, фортепьяно соло, виолончели и фортепьяно и виолончели соло.

Интересные факты:

  • название «Хроматическая» не принадлежит Баху, так назвали произведение его современники из-за хроматически насыщенной мелодии и гармонии;
  • Музыка данного произведения служит саундтреком к французскому фильму Р. Брессона «Деньги» (L’Argent, 1983), по мотивам повести Л.Н. Толстого «Фальшивый купон». 

«Хорошо темперированный клавир»

В первый том (1722, Кётен), созданный, по словам самого Баха, для обучающейся музыке молодёжи, вошли 24 прелюдии и фуги. Над сложной и новой для клавира формой фуги он работал давно, и в этом томе были представлены наилучшие её образцы, которые до настоящего времени считаются непревзойдённой вершиной полифонической клавирной музыки.

Многие великие музыканты мира учились на этих произведениях: Бетховен, Шуман, Шопен, Лист. Пьесы из этого сборника и сейчас входят в программу музыкальных школ, исполняются в концертах. 

Второй том, также состоящий из 24 прелюдий и фуг, появился в 1744 г., когда Бах жил в Лейпциге. В его создании он использовал все тональности мажорного и минорного ладов. Несмотря на то, что композитор создавал эти произведения с педагогической целью, они раскрывают сложный внутренний мир человека – этому способствует полифония.

И хотя пьесы этого цикла относятся к непрограммной музыке (у них нет названия), они позволяют вдумчивым исполнителям и слушателям проникнуть в мир образов композитора.

Основным принципом циклических произведений Баха является контрастность: импровизации прелюдий и строгость музыкальной конструкции фуги.

Обратите внимание: ни один композитор не смог так ярко и живо использовать форму фуги, хотя многие пытались это сделать, создавая свои сборники из 24 прелюдий и фуг. Например, такой цикл создал Д. Шостакович.

Рождественская оратория (1734)

Музыка Баха наполнена размышлениями о вечных вопросах человеческой жизни, но чаще всего эти размышления религиозного характера – бо́льшая часть его жизни связана с церковью (он служил органистом) и бо́льшая часть музыки написана для церкви.

Его духовные кантаты были предназначены для богослужения. Бах был верующим человеком, хорошо знал Священное Писание, соблюдал все церковные праздники, каноны, а его настольной книгой была Библия.

Рождественская оратория – это цикл из 6 кантат.

Важно знать:

оратория – это большое, грандиозное музыкальное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра, предназначенное для концертного исполнения;

кантата – крупное вокально-инструментальное произведение, предназначенное, как правило, для одного или нескольких солистов, хора и оркестра. 

Иногда кантата и оратория различаются с трудом.

Исполнители Рождественской оратории: Евангелист (тенор), солисты (сопрано, альт, тенор, бас), хор, оркестр, орган.

Конкретные действующие лица и события отсутствуют, присутствуют только лирические размышления о них, их связывают между собой речитативы Евангелиста. Все 6 кантат оратории сюжетно объединены темой Рождения Младенца Христа.

Повествование открывает торжественный хор «Ликуйте, торжествуйте», а завершает ораторию торжественный хорал (богослужебное пение).

«Страсти по Иоанну» (1723)

Тема и содержание произведения – страдания, муки, душевная скорбь, тоска, телесная боль Христа, последние дни Его жизни и смерть.

Важно знать: слово «страсти» означает совокупность событий в последние дни и часы земной жизни Христа, принёсшие Ему сильные физические и духовные страдания.

В произведении использованы 18 и 19 главы Евангелия от Иоанна: предательство Христа Иудой, поведение апостола Петра, привод Иисуса к первосвященнику, отречение Петра, суд Пилата, бичевание Иисуса, издевательства толпы, шествие на Голгофу, жребии солдат о Его одежде, Его смерть и погребение.

Читайте также:  Великие русские композиторы 19 века - биография и творчество

Исполнители: хор, оркестр, орган, солисты.

Музыка произведения отличается возвышенным характером, выраженным противопоставлением добра и зла. Например, в арии альта «Свершилось» звучит глубочайшая скорбь, которая сменяется бурным ликующим vivace, несущим весть о грядущем Воскресении Христа.

Вся музыка «Страстей» исполнена величия и драматизма.

«Страсти по Матфею» (1729)

«Страсти по Матфею» – крупнейшее и самое значительное из творений великого композитора. Оно состоит из 78 хоровых, сольных и речитативных номеров, объединенных в 2 части и 7 разделов.

Важно знать: «Стра́сти по Матфе́ю» – это музыкальное произведение в жанре страстей (пассионов). Оно посвящено Страстям Христовым и передаёт содержание 26 и 27 глав Евангелия от Матфея в виде речитативного чтения библейского текста и включения арий, хоров и хоралов.

Состав исполнителей огромен: 2 хора со своими солистами и оркестрами, детский хор, 2 органа. Известный немецкий философ, врач, органист и музыковед Альберт Швейцер так отзывался об этом произведении: «Красота и совершенство выразительности речитативов в партиях Евангелиста и Христа находятся за гранью того, что поддается анализу…» Он отмечал, что в «Страстях по Матфею» Бах создал лучшее, что мог.

История Христа в этих двух произведениях отличается законченностью форм, музыкальной красотой и силой выражения.

Интересно! Иисус Христос – нравственный идеал Баха. В Его образе сосредоточились для него лучшие человеческие качества: моральная чистота, сила духа, верность избранному пути. Жертвенный подвиг Христа во имя спасения человечества композитор понимал как наивысший смысл существования личности.

Считается, что Бах написал 5 пассионов («страстей»), но до нашего времени дошли только эти два.

Творчество Баха во всём мире считают гениальным. Но современники ценили его только как органиста, а как композитор он при жизни не привлекал особого внимания. Его произведения практически не публиковались, после его смерти многие рукописи были потеряны или пылились в архивах.

И лишь в XIX в. произошёл всплеск интереса к творчеству Баха. Феликс Мендельсон совершенно случайно увидел в библиотеке ноты «Страстей по Матфею», заинтересовался этим произведением и руководил его исполнением. Считается, что это было вторым рождением Баха.

Интересно: это гениальное произведение современники Баха тоже не оценили. Лишь после постановки Мендельсоном в Берлине в 1829 г. оно заняло достойное место в репертуаре музыкантов.

Токката и фуга ре минор

И.С. Бах работал в самых разных жанрах, но основными были три:

  • вокально-инструментальный;
  • инструментальный (клавир, флейта, скрипка и др.);
  • органный.

Токката и фуга написаны для органа.

Токката – это виртуозная музыкальная пьеса для клавишных инструментов.

Произведение построено на контрасте: токката наполнена сложными пассажами и другими драматическими элементами. Драматизм постепенно нарастает, и вершиной его становится кода.

Стиль фуги также патетический, приподнятый, она продолжает тему токкаты, развивая её. Кода фуги – это заключительная патетическая фантазия, похожая на импровизацию.

Всё произведение отличается мощью звучания.

«Гольдберговские вариации»

Так называется четвертая, завершающая часть Итальянского концерта Баха, в ней 30 вариаций. Название их связано с клавесинистом-виртуозом Иоганном Теофилем Гольдбергом.

Интересный факт: Гольдберг был домашним музыкантом у графа Кайзерлинга, русского посла при Саксонском дворе. Граф заказал эти вариации для Гольдберга, чтобы тот играл ему ночью во время бессонницы.

Тема вариаций – ранее написанная Бахом сарабанда из второй нотной тетради Анны Магдалины. Тема сарабанды полифонически развивается в различных вариантах.

«Искусство фуги»

Интересно: термин «фуга» произошёл от латинского fugere («бежать», «убегать»). И действительно, общая мелодическая линия фуги как бы перебегает из одного голоса в другой.

Фуга прошла длительный путь развития. Классический тип фуги сложился в творчестве Баха и Генделя. Баховские фуги до настоящего времени считаются высшим образцом полифонической музыки, нормой ее красоты и мастерства.

Бах писал фуги для органа, клавира, хора. Все они оригинальны и неповторимы. Для фуг композитора характерно присутствие одной музыкальной темы и музыкального образа. В фуге не может быть меньше двух голосов, а самыми распространенными считаются трехголосные фуги. Есть и четырехголосные, пятиголосные, шестиголосные (редко).

Обычно фуга состоит из 3 частей:

  • экспозиция;
  • средняя часть (разработка);
  • реприза.

Экспозиция показывает музыкальный образ через многократное повторение в разных голосах. Разработка динамично эту тему развивает. Реприза закрепляет основную тональность, восстанавливает устойчивость, утраченную в разработке.

Интересно: Композитор часто участвовал в соревнованиях по сочинению фуг. Участникам давались темы, и они должны были тут же сочинить и исполнить фуги. Некоторые участники, увидев Баха, сразу же сдавались и отказывались от соревнований, заранее предвидя своё поражение, так как Бах считался Величайшим сочинителем фуг.

Наиболее известные циклы фуг Баха – «Хорошо темперированный клавир» и «Искусство фуги». В этот сборник входят 14 фуг и 4 канона. Цикл считается неоконченным. Автор не указал, для какого инструмента предназначено это сочинение. В наше время оно чаще всего исполняется на фортепьяно, а также на клавесине и органе.

Концерт № 1 для клавира с оркестром ре минор (1738 год)

Состоит из 3 частей:

  • allegro;
  • adagio;
  • allegro.

Считается, что его оригинал (он не сохранился) был написан для скрипки, но затем переложен для клавира.

Концерт наполнен драматизмом, что подчёркивает суровая мелодия первой части. Вторая часть основана на приёме непрерывного баса. Музыка этой части сосредоточенная и несколько мрачная. Третья часть – образная реприза первой части.

Читайте также:  Самые известные произведения Моцарта

Бах был величайшим новатором в области клавирного творчества, он постоянно искал новые выразительные средства этого инструмента, стремился оторваться от бытовых жанров клавирной музыки и поднять её на уровень возвышенного искусства. Создал клавирную сюиту и клавирный концерт. Писал для клавира, как и для скрипки, в течение всего творчества.

Бранденбургские концерты (ок. 1721 года)

Их всего 6. Это вершина баховского оркестрового стиля. Созданы в Кётене для маркграфа Христиана Людвига Бранденбургского. При жизни композитора исполнены не были, в настоящее время считаются музыкальными шедеврами. Цикл концертов считается непосредственным предшественником классической симфонии XVIII в.

Каждый из шести концертов отличается индивидуальностью и художественной красотой. В наше время эти концерты обычно исполняются камерным оркестром с большой струнной группой.

Интересный факт: 1-я часть Второго концерта входит в золотую пластинку Вояджера (американского космического зонда, запущенного в 1977 г.) как одно из лучших музыкальных произведений Земли.

Четыре оркестровые сюиты (1736 год)

Автор называл эти произведения увертюрами. Произведения создавались в течение десятилетия.

Сюита – одна из форм инструментальной музыки, состоящая из несколько частей, часто контрастных. С середины XIX в. сюитами стали называть музыкальные произведения к операм, балетам, театральным постановкам, кинофильмам.

Во времена Баха сюита состояла из 4 частей (французских танцев):

  • аллеманда (придворный танец);
  • куранта (оживлённый танец);
  • сарабанда (очень медленный танец);
  • жига (быстрый танец).

Сюиты композитора, как и вся его музыка, были оригинальны: он совмещал в них формы французских увертюр и танцев с концертной итальянской формой. Важно и другое: в сюитах проявилась красота баховской инструментовки. Он умело сочетал разнообразные тембры инструментов.

Кантата № 21 (1713 год)

Кантаты Баха многочисленны: их сохранилось более 200, но многие утеряны. Это самая большая группа вокально-инструментальных сочинений композитора. Бо́льшая часть кантат – духовные.

Важно знать: кантатой называется вокально-инструментальное произведение для хора, солистов и оркестра.

Кантата № 21 «Умножались скорби в сердце моем» была написана в Веймаре и предназначена для исполнения в третье воскресенье после дня католической Троицы.

В либретто были использованы слова из библейских псалмов, Молитвы изгнанника (41 и 42 псалмы) и слова из Откровения Иоанна Богослова. Первая часть кантаты минорная, символизирующая глубокие страдания, боль и скорбь. Во второй части звучат радостные мелодии и вокальные партии.

Библейские тексты исполняются хором, а не речитативом. Духовный диалог ведут сопрано (символ души человека) и бас (символ голоса Бога).

Шесть сюит для виолончели соло (1717-1723 гг.)

Написаны в Кётене. Каждая сюита состоит из прелюдии, аллеманды, куранты, сарабанды, двух менуэтов (или бурре, гавотов) и жиги. Это всё французские, английские и испанские танцы.

Важно знать: термин «для виолончели соло» означает исполнение на виолончели без сопровождения, аккомпанемента. Испанский виолончелист и дирижёр Пабло Казальс считал, что Бах опережал своё время и видел технические возможности виолончели, которые в то время ещё не видел никто. Каждая из пьес отличается оригинальностью стиля и выразительностью.

Сонаты и партиты для скрипки соло (1720 год) 

Скрипичные партиты объединены с сонатами в большой опус из 6 многочастных произведений для скрипки соло (без сопровождения). За каждой сонатой следует партита, т.е. 3 сонаты и 3 партиты.

Важно знать: партита, как и соната – циклическая форма музыкального произведения, состоящая из нескольких частей (до пяти и более). Каркас партиты составляют те же танцы, что и в сюите, но прибавляются вставные номера (бурлеска, скерцо, ария и др.).

Произведение представляет собой одно из высших достижений баховского музыкального гения, в скрипичной литературе это явление уникальное. Они очень трудны для исполнения. Из современников Баха их практически никто исполнить не мог.

Концерт ре минор для двух скрипок (ок. 1730 г.)

Бах всю жизнь испытывал особое отношение к скрипке. Свою концертную деятельность в юности он и начинал как скрипач. Одно время был в должности скрипача в капелле герцога. Да и сама лиричная натура композитора была сродни скрипке.

Концерт состоит из 3 частей:

  • allegro (оживлённо);
  • largo (медленно);
  • rondo (быстро).   

Это одно из самых узнаваемых произведений Баха, оно считается одним из шедевров эпохи барокко. Во второй части струнный оркестр исполняет только аккорды, чтобы дать полную свободу солистам – двум скрипкам.

Интересные факты:

  • Мелодии концерта звучат в многочисленных саундтреках к фильмам, телешоу и видеоиграм.
  • Существует джазовая версия первой части концерта (автор – Джанго Рейнхард).
  • В 1940 г. балетмейстер Джордж Баланчин создал балет Concerto Barocco, используя музыку Баха.
  • Мелодии этого Концерта звучат в фильмах «Дети меньшего бога» (1985), «Ханна и её сёстры» (1986), «Музыка сердца» (1999).
Какое произведение Баха у вас самое любимое?
"Хроматическая фантазия и фуга" ре минор
7.69%
Хорошо темперированный клавир
7.69%
Рождественская оратория
0%
Страсти по Иоанну
0%
Страсти по Матфею
0%
Токката и фуга ре минор
30.77%
Гольдберговские вариации
0%
Искусство фуги
0%
Концерт № 1 для клавира с оркестром ре минор
15.38%
Бранденбургские концерты
7.69%
Четыре оркестровые сюиты
0%
Кантата № 21
7.69%
Шесть сюит для виолончели соло
7.69%
Сонаты и партиты для скрипки соло
7.69%
Концерт ре минор для двух скрипок
7.69%
Проголосовало: 13
Татьяна Синицына
Оцените автора
topmarvel.ru ТОП удивительных фактов
Добавить комментарий

Adblock
detector