Балет – синтетический вид искусства, в котором воплощены музыка, хореография, изобразительное искусство (декорация, костюмы), объединённые драматургией (сценарием). История балета прошла долгий путь развития.
В эпоху Возрождения сформировался современный европейский балет. А самые известные балеты созданы в XIX-XX вв., и это была эпоха расцвета балета в России.
Балетное искусство П.И. Чайковского
Всего П.И. Чайковский создал 3 балета, и они стали вершинами этого вида искусства. А Россия с этого времени стала центром хореографической культуры.
К музыке для балета композитор обратился уже будучи известным композитором, автором опер, симфоний и других произведений. Но балетная музыка считалась в то время не очень серьёзным жанром, и Чайковского это глубоко возмущало.
Он стал реформатором балетной музыки, превратив её из вспомогательного элемента для сопровождения танца в одухотворённые и психологически сложные танцевальные картины, в классический балет, который формировался постепенно и окончательно сложился в XIX в. Как и в оперном творчестве, композитор не ломал традиционные формы жанров, а обогащал их.
Для балета он предпочитал сказочные, фантастические сюжеты. В них легче было воплотить его мечту о добре, любви и счастье.
«Лебединое озеро»
Музыку к своему первому балету композитор написал по заказу дирекции императорских театров. Либретто создано В. Бегичевым и В. Гельцером по мотивам сказок разных народов о превращённых в лебедей заколдованных девушках.
Важно знать! Либретто называется сценарий (текст) оперы, балета, оперетты. Обычно либретто создаются на основе литературных произведений, но могут быть и оригинальными сочинениями. Многие композиторы сочиняют либретто своих опер или балетов самостоятельно.
Время и место действия сказочные. Тема – торжествующая над смертью всепобеждающая любовь.
Премьера балета состоялась в марте 1877 г. в Большом театре в Москве и фактически провалилась «благодаря» бездарному постановщику – балетмейстеру В. Рейзингеру. В это трудно сейчас поверить: этот балет считается жемчужиной русской классической музыки. Танцоры мирового уровня стремятся получить роль в этом спектакле, считая это творческой удачей. Но тогда случилось именно так.
Второе рождение балета Чайковского состоялось в Мариинском театре Петербурга уже после смерти композитора, в 1895 г. Постановщиками стали Мариус Петипа и его ученик Лев Иванов, известные балетмейстеры. Они несколько изменили либретто и партитуру. Эта постановка – новая страница в истории русской хореографии. Она дала бессмертие балету.
В наше время он поставлен во многих русских театрах и более чем на 20 сценах театров мира. Многие музыкальные картины балета стали шедеврами.
Читайте также на нашем сайте: Великие русские композиторы 19 века – биография и творчество
Интересные факты:
- Предтечей «Лебединого озера» был небольшой балет для детей «Озеро лебедей», исполненный под руководством композитора в 1871 г. в Каменке, имении его сестры Александры;
- Выведенный в 1968 г. сорт розы с белыми лепестками назван «Лебединое озеро»;
- Майя Плисецкая в течение 30 лет танцевала на сцене Большого театра партию Одетты-Одиллии;
- В СССР во время августовского путча 1991 г. этот балет транслировали все телеканалы, после этого он стал признаком серьёзных политических событий в стране.
«Спящая красавица»
Работа над этим балетом также проходила в содружестве с Мариусом Петипа, великим хореографом, который работал в России. Это была целая эпоха в истории русского балета. Балет был совершенно новым по музыкальному воплощению – настоящей музыкально-хореографической симфонией.
Либретто создали И.А. Всеволожский (в то время – директор императорских театров) и М. Петипа по сказке Шарля Перро. Как и в предыдущем балете, сказочное действие разворачивается в сказочной стране с промежутком в 100 лет.
Во время празднования своего 20-летия принцесса Аврора уколола палец веретеном злой феи Карабос и уснула. Через 100 лет принц Дезире, охотившийся в этих местах, благодаря фее Сирени увидел в спящем замке Аврору и понял, что эта девушка – мечта его жизни. После его поцелуя она просыпается, и вся история заканчивается их свадьбой. Злые чары разрушены, добро восторжествовало. Апофеозом любви звучит в конце большое Адажио.
Композитора очаровал сюжет либретто, и он увлечённо начал работу в 1889 г. В январе 1890 г. балет уже был поставлен в Мариинском театре.
Интересные факты:
- Музыку балета назвали высочайшим музыкальным достижением и эталоном.
- Хореография Петипа также стала классической, хотя каждый балетмейстер, ставивший этот балет, вносил в постановку что-то своё. Но именно хореография «Спящей красавицы» превратилась в образец и «энциклопедию классического танца».
- В этом балете, как и в «Лебедином озере», почти все номера являются музыкальными шедеврами.
«Щелкунчик»
Этот балет-феерия уже более 100 лет ставится на крупнейших сценах мира в Рождественские праздники. Он любим и взрослыми, и детьми. Но так было не всегда. Первые впечатления о спектакле и музыке были в основном отрицательными, и только в начале XX в. новаторское значение балета Чайковского было оценено по-настоящему, и он прочно вошёл в репертуар театров.
Премьера состоялась в Мариинском театре в декабре 1892 г. Либретто М. Петипа по сказке Гофмана, балетмейстер Л. Иванов. Здесь композитор обращается к той же теме, что и в предыдущих балетах – преодоление зла силой любви.
В «Щелкунчике» новаторски раскрыты музыкальные образы. Еще больше композитор усиливает симфонизацию музыки, обогащая её новыми выразительными средствами, и ярко рисует два противоположных мира: бюргерский быт и таинственный мир фантазии.
В этом балете прозвучала челеста, которую композитор выписал из Франции. Во время посещения Парижа его очаровало звучание этого инструмента, и он ввёл партию челесты в «Танец феи Драже».
Интересно! Челеста – клавишный музыкальный инструмент, звучание которого создаётся при помощи стальных пластинок, оно напоминает перезвон колокольчиков. Челесту в 1886 г. изобрёл французский музыкальный мастер Огюст Мюстель. Внешне челеста похожа на маленькое пианино.
В дальнейшем либретто и партитуру балета много раз интерпретировали балетмейстеры, ставившие спектакль. Музыка балета тонко и ярко воплощает все детали сюжета. Шедеврами стали многие номера.
«Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
Либретто создано рядом автором (в том числе первым постановщиком Л. Лавровским) по сюжету знаменитой трагедии У. Шекспира. Премьера состоялась в декабре 1938 г. в Ленинградском театре оперы и балета (ныне Мариинский).
Интересно! Этот знаменитый ныне балет с трудом пробивал себе дорогу на сцену. При первых прослушиваниях большинство артистов отвергло музыку композитора, посчитав её не сценичной, не танцевальной и вообще «немыслимой для театра».
Прокофьев не стремился создать из балета музыкальные иллюстрации к трагедии Шекспира. Он предполагал написать его в форме отдельных хореографических сюит, отражающих тему и настроение важных сцен. Но эта новая, необычная схема балета, а также мелодическое новаторство для того времени были непривычны. И тогда Прокофьев решил исполнять балетную музыку на концертах отдельными сюитами, чтобы приучить слушателей к ней. В результате она была принята.
Первой исполнительницей роли Джульетты стала Галина Уланова. Этот образ был одной из вершин её творческой судьбы.
В 1965 г. в СССР молодой балетмейстер О. Виноградов впервые нарушил «монополию» Лавровского и поставил в Новосибирске балет «Ромео и Джульетта» в форме современного классического танца. Его постановка была принята критиками и зрителями и была показана на гастролях во многих странах мира.
«Жизель» Ф. Адана
В основе балета – славянский миф о невестах, обманутых возлюбленными и умерших до брака. Их называли вилисами. Они не могут успокоиться в царстве мёртвых, в полночь выходят из могил и любого встреченного молодого мужчину вовлекают в танец с ними, пока он не упадёт замертво. Жизель – одна из таких девушек.
Либретто создали 3 автора. Премьера состоялась в 1841 г. в Парижской Академии музыки и танца. А уже через год, в 1842 г., французский балетмейстер Антуан Титюс Доши поставил его в Петербурге. До этого балет уже был поставлен в Лондоне, затем в Милане и Бостоне.
Балет понравился и зрителям, и критикам. В то время сюжеты о сверхъестественном были в моде. Балетмейстер Мариус Петипа создал для Мариинского театра в 1884 г. свою редакцию балета.
Интересно! Именно благодаря этой версии балет и сохранился – балетное искусство на Западе в начале XX в. переживало полный упадок. С. Дягилев во время своих «Русских сезонов» с большим успехом поставил его в Париже в 1910 г.
Музыка балета наполнена одухотворенностью и поэтичностью, она легка для восприятия и романтична. Хотя музыкальные характеристики персонажей ещё только намечены, балет создаёт ощущение единства музыки и пантомимы, образуя новую музыкальную хореографию. «Жизель» стала вершинным достижением романтического балета.
Чем интересен сейчас балет, созданный более 150 лет назад? Удачным сочетанием трогательного сюжета и оригинальными ансамблевыми и сольными танцами.
«Баядерка» Л. Минкуса
Творчество австрийского композитора Людвига Минкуса связано с Россией. В соавторстве с балетмейстером Петипа он создал 16 балетов, наиболее известный из них «Баядерка». Действие балета, созданного в 1877 г., происходит в древней Индии.
В основе сюжета – романтичная легенда о любви баядерки и юноши-воина. Либретто С. Худекова. Премьера состоялась в 1877 году в Большом театре Петербурга.
Интересно! Баядеркой (или девада́си) называли в Южной Индии девочку, «посвящённую» по обету родителей божеству. Она жила и служила при храме всю свою жизнь. Девадаси обучали сакральному искусству ритуального танца. В Европе их называли «баядерками», что в переводе с французского означало «танцовщицы».
Музыка Минкуса отличается мелодичностью, чётким ритмом, она довольно проста и служит в основном музыкальной иллюстрацией к действию.
Партию главной героини исполняли выдающиеся балерины своего времени: Матильда Кшесинская, Ольга Спесивцева, Анна Павлова, Наталья Дудинская.
Читайте также:«Весна священная» И. Стравинского
Авторами новаторского балетного спектакля были композитор И. Стравинский (он же соавтор либретто), художник Н. Рерих (второй автор либретто) и хореограф В. Нижинский. Этот спектакль обладает мощной энергетикой и необычайной силой воздействия на зрителя.
Премьера состоялась в мае 1913 г. в Париже и привела зрителей в шок. Разразился скандал. В зале свистели, возмущались, шумели. Слышались издевательские выкрики. Балет был признан абсурдным, но всё-таки выдержал несколько постановок. В чём же была причина такой негативной реакции?
Один их критиков объяснил, что ни музыковеды, ни зрители просто не доросли ещё до этого произведения, и случится это не ранее 1940 г. И он оказался прав. Музыка Стравинского и хореография Нижинского произвели настоящую революцию в этом виде искусства.
Балет состоит всего из одного акта, в нём изображены картины языческой Руси. Сюжет фактически отсутствует. Сам композитор объясняет содержание балета так: весной вся природа пробуждается, как будто воскресает. Люди племени собираются рано утром на праздник Священной весны. Они веселятся: заводят хороводы, пляски, затевают молодецкие игрища. Проводят обряд поклонения земле.
Но землю надо пробудить – только тогда она принесёт плоды. Для её пробуждения нужна девичья кровь. Девушки водят хороводы и выбирают самую красивую жертву – Избранную, которая должна сделаться заступницей племени. Но для этого она сначала предстанет перед богом (умрёт).
Священный обряд совершают старцы. Избранная начинает свой предсмертный танец и танцует до тех пор, пока не падает замертво. И тогда наступает весна. Священная пляска – благодарность земле.
Ритм музыки гипнотический, подчиняющий слушателей. И вся музыка полна стихийной силы, она связана с народными напевами.
Интересные факты:
- Замысел «Весны священной» возник у композитора во сне – ему привиделся древний ритуал: девушка, окружённая старцами, должна своим танцем пробудить весну. Она танцует, танцует, пока не падает в изнеможении и умирает.
- Этот русский балет XX в. в числе других 27 произведений записан на золотой пластинке «Вояджера» и отправлен для внеземных цивилизаций.
«Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона и Д. Лигети
Балет создан по мотивам одноименной комедии У. Шекспира. Существует несколько его интерпретаций: М. Петипа, Дж. Баланчина, Ф. Аштона, Дж. Ноймайера.
В данной статье рассмотрен вариант известного американского балетмейстера Джона Ноймайера. Он давно увлечён русским балетом, в его труппе часто работают русские танцовщики.
Впервые балет был поставлен русской труппой в Гамбурге в 1977 г. и имел успех.
Хореограф стремился не «потерять» в череде танцевальных номеров суть комедии Шекспира, поэтому каждый герой имел свой пластический образ благодаря использованию различных инструментов для изображения дворцовой жизни и жизни простолюдинов: изысканная музыка звучит в богатых салонах, а ремесленники слушают шарманку.
В 2004 г. Дж. Ноймайер осуществил постановку балета и в России – в Большом театре в Москве. В премьере приняли участие наши звёздные артисты балета С. Захарова и Н. Цискаридзе.
«Дон Кихот» Л. Минкуса
Либретто создал М. Петипа по одноимённому роману М. Сервантеса. Он же был и хореографом спектакля. Его хореографическое творчество отличается стремлением к чередованию пантомимы, классических и характерных танцев.
В основе всегда классический танец, который выражает характер и чувства главных героев. Характерные танцы расширяют бытовые детали, помогают создать историческую обстановку.
Считается, что музыка балета подчинена хореографии и фантазии Петипа и является служебной по отношению к танцу. Она не характеризует героев, лишена индивидуальных черт. Но в использовании испанских и цыганских ритмов проявляется национальный колорит Испании.
Впервые балет был поставлен в московском Большом театре в декабре 1869 г.
Интересно! В балете присутствуют вальсовые ритмы и мелодия галопа, что не соответствует тому времени, когда происходило действие. Роман был написан в 1605 г. Родиной вальса считается Германия XVII в., но он стал популярен только в XVIII в. в Вене (Австрия). А галоп возник в XIX в.
Несмотря на название, балет не претендует на целостное истолкование романа, для либретто использованы отдельные главы.
«Золушка» С. Прокофьева
Премьера балета по сказке Ш. Перро состоялась в Большом театре в ноябре 1945 г. Автор либретто H. Волков. Балетмейстер Р. Захаров.
Интересно: балет «Золушка» был написан композитором специально для Галины Улановой, которая исполнила роль Джульетты в другом балете композитора и произвела на него сильное впечатление.
«Золушка» была создана в рамках старого классического балета. Она продолжила традиции сказочного романтического спектакля: множество вариаций, дивертисмент, апофеозы, построенные на вальсах. Композитор расширил главную роль, чтобы видеть в героине не сказочный персонаж, а живую личность с её чувствами.
Но на премьере в силу обстоятельств партию Золушки танцевала О. Лепешинская, Г. Уланова вошла в роль позже.
После Москвы балет с большим успехом ставили в других городах СССР, а также за рубежом.
«Коппелия» Л. Делиба
Балет-пантомима впервые был поставлен хореографом А. Сен-Леоном в Париже в 1870 г. Сен-Леон был также соавтором либретто, основой которого стала новелла Э. Гофмана, немецкого писателя-романтика.
Действие происходит на рубеже XVIII-XIX вв. в Галиции: прекрасный юноша полюбил сделанную мастером Коппелиусом механическую куклу. Но в балете отсутствует мистика, присущая новелле. Либреттисты сочинили весёлую комедию о влюблённых, в которой чередуются различные приключения, ссоры и примирения.
Премьера балета прошла с большим успехом, и этот успех сопутствует ему до нашего времени. «Коппелия» стала одним из лучших балетов, классикой балетного жанра и не сходит с мировых сцен.
Интересный факт: в 1919 г. немецкий астроном Макс Вольф открыл астероид 815 и назвал его в честь балета «Коппелия».
В России балет впервые был поставлен в январе 1882 г. в московском Большом театре. Постановщик Й. Хансен повторил хореографию Сен-Леона.
Музыка балета эмоциональна, поэтична, выразительна и образна. В отдельных картинах композитор использует национальные танцевальные номера: венгерский чардаш, шотландскую жигу, польскую мазурку и др. Это один из самых популярных классических балетов мира.
Было бы здорово, если бы добавили больше информации о сюжетах и особенностях каждого балета, чтобы читатель мог лучше понять их характер и значение в мировой культуре.
Великолепно!